Не будет преувеличением сказать, что уход с поста председателя комитета по культуре Дмитрия Месхиева культурная общественность города встретила без удивления: слишком много – даже по петербургским меркам – скандалов, закрытий, увольнений случилось во время семимесячного правления этого председателя, а главное, атмосфера в культурном сообществе накалилась до предела. Понятно, что вопрос о фигуре нового лидера петербургской культуры остается для представителей сообщества самым волнительным. Своими опасениями и предложениями они поделились с «Фонтанкой».
Главное, что тревожит культурную общественность, – кулуарность смольнинских кадровых решений. И такой подход тем непонятней, что команда в городе работает новая, а в отношении культуры представители нынешней власти и вовсе неофиты (включая и нынешнего профильного вице-губернатора Василия Кичеджи, который до работы в правительстве Петербурга, как известно, занимался транспортом). Между тем, как считают представители петербургской культуры, элементарный учет уже имеющегося опыта – читай, уже набитых шишек, - помог бы руководству не наступить на грабли.
Дмитрий Месхиев до того, как стал госчиновником, как известно, не только снимал неплохие, по всеобщему признанию, фильмы, а еще и занимал пост председателя правления городского отделения Союза кинематографистов. И уже на том посту рассорился с некоторыми своими коллегами. Всего через год работы – в 2009 году - некоторые режиссеры обратились с тревожным письмом к тогдашнему губернатору Петербурга Валентине Матвиенко, где заявили о неэффективной деятельности Месхиева. То письмо подписали 30 человек, среди которых Сергей Литвяков, Алексей Учитель, Константин Лопушанский. Алексей Герман и Светлана Кармалита, на тот момент уже вышедшие из Союза кинематографистов, приложили сопроводительное письмо от своего имени, в котором говорилось: «Когда год тому назад председателем правления союза стал Дмитрий Месхиев, никто не понимал, что совершается большая ошибка.
Что за год весьма способный молодой режиссер превратится в циничного человека из 90-х годов... Что за привычно высокими словами обнаружатся отнюдь не идеалы, а сугубо прагматические идеи».
Разумеется, сегодня Алексей Герман и Светлана Кармалита настаивают на том, что руководить культурным комитетом должны новые люди, «которые будут назначены только после очень серьезного открытого обсуждения».
«Пока кто-то не заставит руководство города прислушиваться к тому, что думает народ, представители культурного сообщества, все будет по-прежнему и еще хуже», - вторит коллегам кинорежиссер Александр Сокуров.
А нынешний директор Музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров, сам занимавший пост председателя комитета по культуре с 2005-го по 2008 год, и вовсе вспомнил красивую, как восточный тост, историю от том, как его выбирали за накрытым столом, во главе которого сидела Валентина Матвиенко, а рядом с ней - Кирилл Лавров, Андрей Петров и другие корифеи и просто руководители петербургской культуры. По его словам, губернатор предложила звоном бокалов одобрить или отклонить кандидатуру нового председателя. «Неплохой опыт, к которому имеет смысл вернуться. Когда таким образом при всеобщем одобрении коллег вступаешь в должность, потом работается очень легко», - подытожил господин Буров.
Кстати, именно времена правления Николая Бурова вспомнили как образцовые многие респонденты, опрошенные «Фонтанкой», в частности председатель правления петербургского отделения Союза художников Альберт Чаркин, директор ФГУК «Этнографический музей» Владимир Грусман, директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. Последние двое, а также председатель правления петербургского отделения Союза театральных деятелей Сергей Паршин произнесли слова благодарности также предыдущему председателю культурного комитета Антону Губанкову.
Что до предложений по новой кандидатуре, то их прозвучало немного. Владимир Грусман назвал бывшего начальника аппарата Аллы Маниловой Александра Воронко и бывшего первого заместителя председателя комитета по культуре Василия Панкратова. Президент Российской ассоциации европейских карнавальных городов Игорь Гаврюшкин – Владимира Кехмана, директора Михайловского театра, чья кандидатура бурно обсуждалась еще перед назначением Месхиева.
А театральный лидер города Сергей Паршин сказал следующее: «Во-первых, надо, чтобы председатель умел разговаривать с людьми и слушать своих коллег. Это должен быть человек без волюнтаристских замашек. На мой взгляд, таким человеком является Анастасия Мельникова. Она уже поработала в ЗакСе, в комиссии по культуре и образованию, и с большим успехом, потому что проявила способность быстро вникать в культурные проблемы города, занимать жесткую позицию и отстаивать ее, и – главное – решать проблемы без скандалов, не обостряя конфликтов до невозможного предела. И еще я считаю, что необходимо вернуть в действующий комитет по культуре тех людей, больших профессионалов, которые были уволены Месхиевым совершенно не заслуженно: и прежде всего первого заместителя комитета по культуре Анну Кучерову».
Однако большинство опрошенных называть конкретные фамилии не стали, ограничились определением необходимых качеств претендента. Чаще всего - например, из уст председателя комиссии по культуре и образованию ЗакСа Максима Резника, композитора и кинопродюсера Андрея Сигле, народного артиста России Сергея Мигицко, директора Капеллы Ольги Хомовой – звучало требование деликатности и интеллигентности. Художник Дмитрий Шагин в качестве определяющего качества для будущего председателя назвал любовь к городу и любовь к культуре. Народный артист России Сергей Мигицко также призвал всех помнить, «что мы живем в культурной столице и каждый должен делать свое дело так, чтобы в результате получалось одно большое слово: культура».
Занятно, что из всех опрошенных «Фонтанкой» представителей культурного сообщества один лишь композитор Игорь Корнелюк высказал мнение, что пост председателя комитета по культуре должен занять «чиновник, хороший администратор», все остальные пожелали, чтобы соответствующий комитет возглавил представитель петербургского культурного сообщества.
«Самое главное, чтобы человек, который возглавит комитет, понимал, что культурой нельзя управлять, ей надо помогать, - особо подчеркнул Максим Резник. - Я никого не хочу рекомендовать, чтобы никому не навредить, но, на мой взгляд, новый председатель должен четко понимать, что культурный процесс – это не процесс укладки асфальта. А вот Месхиев, на мой взгляд, отнесся ко вверенной к ему культуре именно как к укладке асфальта. И даже вполне резонные его предложения были сделаны в такой форме, что сообщество их не могло принять. В культуре форма не менее важна, чем содержание. Я сегодня отправил открытое письмо Полтавченко, где подчеркнул, что решения о назначениях в сфере культуры не должны приниматься кулуарно. Культура по большей части существует на средства налогоплательщиков, поэтому люди должны быть хотя бы поставлены в известность о том, почему власти предпочитают ту или иную кандидатуру. А поскольку депутаты, в частности, контролируют рациональное использование средств налогоплательщиков, то, я думаю, что Георгию Полтавченко стоило бы и в ЗакС прийти и посоветоваться. Это вовсе не значит, что он обязан этим советам следовать, но обосновывать свои кадровые решения город, на мой взгляд, должен».
Жанна Зарецкая, Юлия Козлова, «Фонтанка.ру»