Бывший высокопоставленный чиновник межправительственного исполнительного органа Содружества Независимых Государств одолжил почти миллион долларов у петербургского коллекционера и пропал. Эта по сути бытовая история интересна не только высоким социальным статусом персонажей — она прекрасно демонстрирует полное бессилие органов власти в подобных ситуациях.
Визитка не помогла
Для начала представим участников нашей истории.
Один из них — петербургский коллекционер, который в узком кругу коллекционеров, где все друг друга прекрасно знают, широко известен прежде всего как сын ныне покойного одного из самых известных в России собирателей и реконструкторов ретроавтомобилей. Он охотно общался с журналистами, которым рассказывал, как начинал своё увлечение с 401-го «Москвича» и как в молодости ему не хватило денег на покупку «Мерседеса» Евы Браун.
Другой герой - Сергей Александрович Сизяков - приказом № 4 от 17 марта 2004 года он был назначен заместителем председателя Межправительственного сСовета по сотрудничеству в области химии и нефтехимии Содружества Независимых Государств. Одновременно, согласно тому же приказу, он занял пост директора подведомственного Межправительственному совету Международного делового центра.
Сергей Сизяков должен был заниматься привлечением инвестиций в крупные межгосударственные проекты в области нефтехимии.
Приказ № 4 подписал председатель Совета Василий Бородин. Сегодня он уже бывший председатель Совета — 30 мая 2012 года этот исполнительный орган упразднён решением Совета глав правительств СНГ (возглавляет Совет российский президент Владимир Путин).
Про Сергея Сизякова его бывший шеф Василий Бородин рассказывает без энтузиазма: порекомендовали уважаемые люди, взял на работу, месяцев через 8 уволил ввиду абсолютной бесполезности. Так что к тому моменту, как коллекционер одолжил Сергею Сизякову 860 000 долларов, тот уже почти 3 года никакого отношения к органам исполнительной власти СНГ не имел.
Возникает естественный вопрос: как коллекционер, явно не новичок в коммерческих вопросах, фактически под честное слово отдал такую серьезную сумму денег?
Узнать об этом у самого господина коллекционера нам не удалось. С автором этих строк он общаться отказался, мотивируя это тем, что никого не просил рассказывать эту историю «Фонтанке», - видимо, не хочет «прославиться» в непрестижной роли потерпевшего. Между тем, обратившаяся в редакцию представитель коллекционера юрист Александра Моргун сама дала мне номер его телефона и очень просила об огласке.
У коллекционера осталась расписка с автографом Сизякова. Из расписки видно: бывший чиновник взял у него в долг 860 000 долларов 5 сентября 2007 года и обязался вернуть всю сумму до 1 января 2008 года.
На память о той встрече сохранилась красивая визитная карточка с атрибутикой исполнительного органа Содружества Независимых Государств.
Правильные действия — неправильный результат
С точки зрения формальной логики и норм юриспруденции наш ВИП-потерпевший делает всё правильно, но, похоже, возврат долгов в России — как раз тот случай, когда вопреки здравому смыслу правильные действия не приводят к правильному результату.
В сентябре 2008 года, после безуспешных попыток увидеть Сизякова лично, кредитор выслал ему претензию по телеграфу. Телеграмма адресата не нашла.
Намного позже выяснилось, что соответствующий жилой дом в поселке Никольский Подпорожского района Ленинградской области (где был прописан Сергей Сизяков) давно снесён. Юрист Александра Моргун, уже давно пытающаяся в интересах коллекционера взыскать те самые деньги, показала «Фонтанке» фотографию последнего места прописки господина Сизякова — там одни руины.
В июне 2009 года коллекционер выиграл у своего должника суд. Особого труда это не составило: самого Сизякова на процессе не было, его интересы представлял назначенный Подпорожским городским судом Ленинградской области адвокат.
Исполнительное производство после вступления в законную силу решения суда закончилось предсказуемо. «Установлено, что у Сизякова С. А. на территории Подпорожского района отсутствуют движимое и недвижимое имущество...» - написано в письме, которое соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов адресовало представляющему интересы потерпевшего адвокату Виктору Касаткину.
Потерпев неудачу с судебными приставами, бывший обладатель 860 000 долларов обратился в отдел по борьбе с экономическими преступления УВД по Центральному району Петербурга. К тому времени выяснилось, что Сергей Сизяков приобрёл квартиру в доме № 40 по улице Маяковского.
Полицейские предсказуемо отказали в возбуждении уголовного дела со ссылкой на традиционно непреодолимые обстоятельства: к моменту завершения срока проверки они не получили ответы на все запросы.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела видно, что в квартире на улице Маяковского проживает явно не посторонняя для Сергея Сизякова женщина, которая сказала полицейским, что уже много лет не виделась с ним. Квартира же, по ее словам, действительно раньше ему принадлежала, но около двух лет назад она выяснила, что у жилплощади сменился хозяин. Это не мешает ей проживать в данной квартире, но как найти Сергея Сизякова, она якобы не знает.
Следы нового владельца квартиры обозначились в городе Снежинске Челябинской области, но получить какие-либо вразумительные сведения с Южного Урала для наших полицейских, естественно, оказалось непосильной задачей.
По словам юриста Александры Моргун, алгоритм дальнейших действий по истребованию этого долга в рамках юридического пространства ей непонятен — переписка с многочисленными государственными органами по данному вопросу длится уже около 5 лет. С этим и связано обращение к журналистам: вдруг среди читателей «Фонтанки» найдутся те, кто может рассказать о месте нахождения должника.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»