
Презентация проекта Сестрорецкого намыва прошла 27 июня в Японском центре в Санкт-Петербурге. В узком кругу и в столь неожиданном месте компания «Северо-Запад Инвест», которая пообещала предъявить свою разработку общественности 15 июля, открыла новые подробности о будущем чудо-городе. Присутствующие также смогли узнать, что «Морской фасад» был для Петербурга крайне негативным опытом, город можно заставить проложить новые дороги в нужных местах, а гарантией успеха новых проектов должны быть речи, звучавшие на ПЭФе.
Мероприятие, состоявшееся в Японском центре, называлось "круглым столом". Тема его звучала как «Среда обитания. Экология и бизнес», а разговор, как обещал анонс, должен был быть посвящен проблемам экологии в Константиновском дворце, проблемам обустройства береговой линии, а заодно и проекту создания новых территорий (названных почему-то насыпными) в Сестрорецке.
О Константиновском дворце действительно поговорили – первые пятнадцать минут. Руководитель научно-практической конференции «Экологические проблемы исторических парков» ФГБУ «Государственный комплекс «Дворец конгрессов» Управделами президента РФ Алла Журавская рассказала о восстановлении Константиновского дворца, состоянии Орловского парка и выразила осторожные опасения по поводу последствий намыва в районе Сестрорецка.
После этого слово прочно и до конца мероприятия перешло к замгенерального директора компании «Северо-Запад Инвест» Владимиру Жуйкову. Тот рассказал, что территория, напротив которой появятся новые острова, раньше была замечательной рекреационной зоной. «А теперь никому из отдыхающих даже не приходит в голову здесь остановиться, они проезжают дальше», - посетовал он. Земля стала заболоченной и загрязненной – взятые пробы грунтов показали, что на берегу имеются «опасные, сильные и неопасные загрязнения».
Причины деградации побережья, которое еще 40 лет назад было курортной зоной, начались много столетий назад. «Здесь всегда была низинная местность, - пояснил Жуйков. - И когда начали прокладывать железную дорогу в Сестрорецк, с этими проблемами пришлось столкнуться. Сделать это удалось только силами энтузиастов борьбы с болотами, а до этого в Сестрорецк вообще ни по какой дороге было не доехать!»
Однако, пояснил Жуйков, проект компании «Северо-Запад Инвест» поможет справиться с проблемами. Правда, вначале придется вывезти с побережья «значительное количество загрязненного грунта». Затем, после появления островов, в заливе будет создана совсем другая гидрологическая обстановка – модель проверил 23-й институт военно-морского флота, та самая лаборатория, которая моделировала изменения течений после завершения строительства КЗС.
Сейчас, как сообщил Жуйков, через водопропускные сооружения идет сильный поток воды, который образует завихрения, а затем и застойные течения. Из-за этого берег разрушается и заболачивается, а застоявшаяся вода зацветает. «Мы же раздробим этот поток на несколько течений, – пояснил замдиректора «Северо-Запад Инвеста». – И по каналу между берегом и островами вся застоявшаяся грязь будет вымываться, а залив очистится».
Он указал на канал, конфигурация которого – узкий вначале и в конце и расширяющийся в середине – заставляла предположить, что у сестрорецкого берега образуется новое застойное озеро. Но течение, заверил Жуйков, не встретит на своем пути никаких препятствий. «Если ученые правы, а мы надеемся, что это так, то здесь будет происходить самоочищение воды и вынос загрязнений в сторону залива», - заключил он.
Что касается технологий создания новых островов, то этот вопрос всех беспокоит, отметил Жуйков. «Это неудивительно, - заявил он. – Мы уже имеем в нашем городе опыт «Морского фасада», очень негативный, но для нас он был бесценным. Мы постарались все ошибки учесть – хотя бы в проектном решении - и надеемся, что строители нас не подведут и сделают то, что задумали инженеры». Технология, выбранная «Северо-Запад Инвестом», очень напоминает ту, которую обещал в самом начале своей деятельности «Морской фасад», - сначала создается защитная стена, огораживающая водное пространство, потом выполняются собственно намывно-насыпные работы.
Почему-то именно в Японском центре выяснились наконец подробности об экологической экспертизе, которую провела по заказу «Северо-Запад Инвеста» финская компания Poyry. «Мы со спокойной совестью обратились к нашим зарубежным партнерам, чтобы они проверили нашу технологию, а результаты представили в министерство природы Финляндии, - рассказал Жуйков. – Там сразу сказали, что это неофициальный доклад и экспертиза Poyry ни на что не влияет, но мы все же попросили финское правительство иметь эти результаты в виду». Напомним, с выводами экспертов до сих пор не познакомлены ни петербургские власти, ни депутаты, ни рядовые граждане.
«Мы тщательно проверяли технологию, - заверил Жуйков. – Даже брали по рекомендации партнеров дополнительные пробы и возили их в Финляндию, потому что у нас такие анализы не делают и подобные загрязнения не учитывают». Правда, все экологические проверки относились только к технологии и не касались влияния новых территорий на окружающую среду.
На новых островах, построенных – если строители не подведут – без всякого ущерба для экологии, появятся жилые кварталы. Мастер-план территории подготовила японская компания Nikken Sekkei – ее представитель на презентации присутствовал, но его участие в разговоре ограничивалось только улыбками и кивками. Разговор вел Жуйков, который сообщил, что мастер-план представляет «нашу фантазию, основанную на жестких градостроительных документах».
На новых территориях, как рассказал Жуйков, появится малоэтажная (не выше 4 этажей) застройка, поближе к дамбе разместится деловая часть (здесь возможно повышение зданий до 50 метров). Не забыли авторы проекта и об отдыхе горожан – на новых территориях будут созданы новые пляжи и зона отдыха «очень высокого уровня». Доступ в общественные пространства обещают свободный для всех.
«Мы представили проект планировки на общественных слушаниях в Сестрорецком и Курортном районах, - сообщил Жуйков. – И он встретил полное одобрение жителей». На этом месте возмутилась пятерка жителей Сестрорецка, неизвестными путями, проникшая в Японский центр. «Мы не поддерживали, - мрачно заявили они. – И никто на слушаниях, кроме представителей инвестора, за этот проект не высказывался»
Положение попыталась спасти ведущая "круглый стол" Светлана Куропаткина, председатель Клуба выпускников Японского центра в Санкт-Петербурге. «Ну неужели вам не захочется жить на этом замечательном острове?» – обратилась она к противникам намыва. И услышав в ответ ядовитый вопрос: «А вы сможете купить там квартир у?» - не растерялась. «Я могу, - уверенно заявила она. – У меня президентский грант!» (Грант какого именно президента и на какую именно деятельность он был выдан, Куропаткина не уточнила.)
Противники намыва не сдавались. «Хорошо, купите вы там квартиру, - продолжал задавать каверзные вопросы редактор сестрорецкой газеты «Не все так просто» Алексей Кирьянов. – А как вы к себе домой будете добираться, по какой дороге?». На этом месте снова вступил Жуйков. «Мы заставим город проложить новую дорогу, - заявил он. - Причем она будет проходить так, чтобы не задеть ни одного гаража в сестрорецком гаражном кооперативе. Мы потребуем проложить трассу именно таким образом!»
«Ну хорошо, - не унимался Кирьянов. – Но ваш проект рассчитан на 18 лет, а где гарантия, что за 18 лет инвестор не разорится и начатое строительство не остановится на половине дороги?» Светлана Куропаткина попыталась объяснить, что для Франции такие «долгоиграющие проекты» - вполне нормальное явление, но это объяснение не устроило даже Жуйкова. Он пояснил, что, может быть, и сомневался бы в реалистичности замыслов. «Но на последнем ПЭФе я убедился, что наша экономика стабильна!» - заявил он. На этой задушевной ноте разговор об экологии Финского залива и завершился, а всех присутствующих поспешили пригласить на японское чаепитие.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"











