
Петербургские депутаты давно не попадали под информационный обстрел. Тем более сложно вспомнить случай, когда бы на кого-то из народных избранников жаловались одновременно в Следственный комитет по Петербургу, городскую прокуратуру и ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, обвиняя их в получении взяток и натравливании горожан друг на друга. С такой атакой за день до того, как уйти на летние каникулы, столкнулись парламентарии от фракции «Яблоко» Максим Резник и Борис Вишневский.
25 июня сопредседатель коалиции «Правый центр» и депутат муниципального образования «Пороховые» Марат Козлов обратился в правоохранительные органы с заявлением. Поводом для обращения, как рассказал «Фонтанке» Козлов, стала статья, опубликованная на сайте The Moscow post под заголовком «Информационные «рэкетиры» окопались в питерском ЗакСе».
Ознакомиться с текстом на этом ресурсе в настоящий момент невозможно. Уже сутки доступа к сайту нет. Правда, перепечатки этого текста о «яблочниках» можно найти на ряде других информационно-политических интернет-сайтов.
Муниципальный депутат утверждает, что в материале речь идет о том, что «яблочники», используя служебное положение, оказывали информационное давление на значительную часть крупных инвесторов города. В результате прессинга, в чем Козлов не сомневается, бизнес был вынужден отказаться от реализации крупных проектов в нашем городе, а некоторые компании и вовсе покинули Петербург. Правда, муниципал затруднился назвать компании, которые полностью свернули реализацию своих проектов в Северной столице, проиграв в борьбе с «яблочниками».
Что касается материала, на который ссылается Козлов, то в нем последовательно пересказываются истории борьбы сначала правозащитников и общественников Резника и Вишневского, а теперь уже депутатов, с «Охта центром», «Морским фасадом» на Васильевском острове, с переездом зоопарка в «Юнтолово» и монополией компании «Империя-Фарма» на рынке госзакупок медицинских препаратов в Петербурге. Ни одного комментария о том, сколько и от кого депутаты брали деньги за «троллинг» бизнеса, в тексте нет. Однако вывод, что они, скорее всего, делали это не бесплатно, присутствует.
Козлов подозревает, что «яблочники» получают миллионные взятки, которые им дают как те компании, на которые Резник и Вишневский нападают, так и те, что «заказывают депутатам конкурентов». Муниципал, по собственному признанию, давно точит зуб на депутатов. С тех пор, как в 2009 году встал на сторону защитников «Охта центра». Сделать его это, как он много раз рассказывал, в том числе и в интервью «Фонтанке», побудила уверенность в том, что появление нового делового квартала в городе подняло бы экономику Петербурга и образовало много дополнительных рабочих мест.
«Мне еще тогда по секрету говорили, что они за свою борьбу с «Охта центром» получают деньги», - заметил Козлов, пояснив, что доказательств тогда не было, поэтому он не мог обратиться в правоохранительные органы. Муниципал убежден, что именно из-за Резника и Вишневского город лишился выгодного проекта.
Связано ли это как-то с его позицией по вопросу возведения небоскреба в Красногвардейском районе или нет, но в конце 2009 года Козлов становится депутатом муниципального образования «Пороховые». Как он сам сказал, на выборы общественник шел от «Единой России», однако в партии не состоит и не является участником никаких проправительственных молодежных объединений. По собственному признанию, у него фирма, в которой он занимается организацией праздничных мероприятий и проведением бизнес-тренингов. Между тем Козлов в качестве спикера от созданной им организации «Правый берег» многократно выступал в поддержку строительства небоскреба.
По словам Козлова, 25 июня он случайно по ссылкам попал на материал, опубликованный на The Moscow post, и понял, что наконец-то нашел доказательства своих давнишних подозрений в отношении Резника и Вишневского, и в тот же день подготовил заявления. Муниципал отметил, что в Следственном комитете по Петербургу, городской прокуратуре и ГУ МВД по Петербургу ему отказались давать документ, подтверждающий, что его жалобы зарегистрированы, поэтому он решил воспользоваться услугами Почты России. Ознакомиться с текстом жалобы Козлова можно на сайте коалиции «Правый берег».
Депутат Борис Вишневский убежден, что происходящие события – спланированная акция по дискредитации «Яблока». «Сначала вышла откровенно заказная публикация, а потом последовали эти заявления в правоохранительные органы», - сказал народный избранник. Парламентарий убежден, что Козлов, которого он помнит еще со времен борьбы с «Охта центром», - фигура явно не самостоятельная. «За ним, совершенно очевидно, кто-то стоит. Но кто, предполагать не берусь», - пояснил Вишневский.
«Яблочник» не считает нужным комментировать обвинения в получении взяток. «Я живу открыто, - сказал он. – Более того, многие знают, где и как. Живу в панельном доме 1977 года постройки. Машине, на которой я езжу, 12 лет. Отдыхать езжу один раз в год и в одно место – к родителям в Израиль. Все доходы, что получаю, перечислены в моей декларации».
Комментируя претензию Козлова о ретировавшихся инвесторах, депутат Максим Резник сказал, что не может припомнить ни одной компании, которая бы, испугавшись его, свернула бизнес в городе. Он заметил, что в 2010 году они смогли добиться всего лишь отмены строительства «Охта центра» в Красногвардейском районе. Проект перенесли в другое место и будут реализовать в Лахте.
Вишневский также не понимает, о каком шантаже инвесторов может идти речь, если все его претензии по крупным проектам адресованы исключительно в Смольный, где принимаются решения, разрешать ту или иную стройку или нет.
«Если уж на то пошло, то не только я и Резник боролись против «Охта центра», но еще, к примеру, Олег Басилашвили, Александр Сокуров, Юрий Шевчук, - сказал народный избранник. – Почему к ним таких же претензий не выдвигают?»
Марат Козлов на это ответил кратко. Информации о том, что Басилашвили, Сокуров или Шевчук за свое резко негативное отношение к «Охта центру» брали деньги, у него нет. «Я уверен, что это действительно была их позиция», - заметил муниципал, пояснив, что борьба Резника и Вишневского, из-за которой небоскреба в Красногвардейском районе не будет, привела еще к одному печальному событию.
«Ситуация с «Охта центром» была сигнальчиком», - сказал Козлов. По его мнению, результатом всей этой истории, и в этом есть вина «яблочников», стало принятие закона «О консолидированной группе налогоплательщиков», по которому компании (в Петербурге это, например, «Газпромнефть» и «Сибур»), занимающиеся добычей полезных ископаемых, платят налоги по месту добычи. В прошлом году от предприятий нефтегазовой отрасли в бюджет города поступило порядка 35 миллиардов налогов, только от «Газпромнефти» из этой суммы — 22 миллиарда рублей. По словам Козлова, деятельность депутатов привела к уходу из города налогов. «Пусть приведут в город других инвесторов и отработают убытки бюджета», - сказал муниципал.
Резник и Вишневский готовы ответить на все вопросы следователей. «Я даже готов пустить Марата Козлова в свою квартиру, чтобы он посмотрел, как я живу, - заметил Резник. – Машины у меня нет. Правда, есть у жены, но у нее машина была и до нашего знакомства. Живу я в 2-комнатной обычной квартире в панельном доме. На работу и обратно часто хожу пешком».
Оба депутата отметили, что скорее довольны происходящими событиями, чем напуганы. «Я такие вещи рассматриваю как высокую оценку моей деятельности, - заметил Вишневский. – Это значит, что я все делаю правильно».
Денис Аксенов, "Фонтанка.ру"












