Интерес к русскому языку в Финляндии растет по практическим причинам, и во многом его стимулирует интерес к экономике, считает директор департамента внешнеэкономических связей МИД Финляндии Матти Анттонен, занимавший в 2008 - 2012 годах пост посла Финляндии в РФ.
«Когда есть экономический интерес, есть и интерес к языку, в том числе у молодежи, - сказал он на встрече с журналистами в Хельсинки. – Если знание русского добавит конкурентоспособности на рынке, его будут учить». «Теперь знание русского языка в Финляндии не имеет идеологической подоплеки: чтобы говорить по-русски, не надо быть коммунистом», - говорит Анттонен. При этом он вспоминает, что когда сам в свое время начинал учить русский, «в этом не было идеологического подхода».
«Во многих отношениях Россия – наш центральный партнер», - подчеркнул глава департамента внешнеэкономических связей. По его словам, Финляндия планирует расширять сеть своих визовых центров в России, а их география будет зависеть от спроса. «В ноябре 2011 года мы открыли визовый центр в Казани, но спрос на финские визы там пока невелик, - констатировал Анттонен. – В Екатеринбурге финскую визу можно получить через венгерское консульство, которое оказывает нам в этом вопросе помощь, огромный рост числа виз отмечен в Мурманске». Новых консульств, по словам Анттонена, Финляндия пока открывать в России не собирается, а в этом году планирует выдать россиянам 1,5 миллиона виз.
Перспективы введения безвизового режима Матти Анттонен оценить затруднился: дело, по его словам, «не в препятствиях, а в бюрократических согласованиях, слишком много ведомств вовлечены в этот процесс с обеих сторон, многое нужно привести в соответствие, поэтому точные сроки прогнозировать трудно».
Анттонен считает, что мнение о Финляндии в России достаточно хорошее, но это зависит от региона: если в близких к финской границе районах люди имеют собственный опыт общения с этой страной, они лучше представляют Финляндию, хотя, как полагает бывший посол, «немного наивно». В более отдаленных от Суоми регионах, по его мнению, имидж страны Тысячи озер приобретает более мифологические черты либо укладывается в запомнившиеся с советских времен бренды – сыр Viola, финские домики и т. д. Хотя еще более мифологичными Анттонен считает представления финнов о России, что объясняется, по его мнению, меньшим количеством тех, кто побывал в стране лично. Такая ситуация, по его мнению, сложилась впервые за последние два столетия: «Всегда в последние 200 лет было так, что финнов в России было больше, чем русских в Финляндии, теперь это наоборот». Однако надежда на изменения к лучшему есть. «Сейчас мы движемся в направлении безвизового режима, ездить станет проще, и это расширит наши представления друг о друге», - считает он.
Для того чтобы узнать Россию, необходимо посетить Москву, уверен экс-посол. «Если ты не бываешь в Москве, ты ничего не знаешь о России», - сказал он. Вместе с тем, говоря о том, что было наиболее интересно лично для него в России, Анттонен признался, что считает своим любимым музеем Русский в Санкт-Петербурге.












