
Все напоказ. Хотели? Нате! Неприкрытые экспрессия,эксперимент и провокация в музыке - с одной стороны, с другой - наивный романтизм беззащитной выбеленной телесности в трагедии "Смерть Аполлона". В этом весть Пукст. Жуткий, но симпатичный. Многоликий и в то же время цельный. В этом - суть направления в искусстве, получившего название "нигилистический джаз".
Сергей Пукст - белорусский партизан от музыки - предстал пред искушенным петербургским зрителем в трагедии "Смерть Аполлона". Предстал, как и положено всем античным, - голеньким.
Перфоманс проходил на сцене клуба "Дада". Собравшиеся зрители мирно потягивали напитки, когда в зале погас свет. Несколько минут напряженной тишины, только маячки сигарет и шепот. Неожиданно - резкий звук, и видеопроектор начинает транслировать на сцену картинки "индустриального апокалипсиса".
Музыкальную какофонию упорядочивает голос. Странный. На пике берущий до четырех чистых октав и в один момент срывающийся до горловых внутриутробных камланий первочеловека. От стены "отлепляется" тень. Вот он. Белый и голый. Сергей Пукст.
Без особых предисловий артист начинает диалог с залом. Пукст предлагает сыграть в постмодернизм. Публика не против. Момент радостного узнавания - вот перед нами заявленный в названии античный герой-бог, а вот простоватый уличный кликуша Древней Руси. В какой-то момент выступления угадываешь инструментальную гитарную партию классики рока, тут слышится эмбиент, а в этих гримасах и позах узнается фронтмен "Аукцыона" Гаркуша. Отсылая нас то к клоуну-шансонье Вертинскому, то к музыкальному экспириенсу "поп-механики" Курехина, актер посредством "перемешивания и взбалтывания", казалось бы, несовместимого, старается гармонизовать и устаканить "общую культурную память". Кажется, главная задача этого безумного стендап-шоу "вспомнить все".
Поразила прочная связь с залом. Как только зритель устает от шарад, начинает плутать в образах, отвлекается на кружку пива, Пукст снижает планку и уходит в цирковую буффонаду. И дальше снова по нарастающей - громоздит кубик за кубиком - поднимаясь к сюрреализму и классике. На его родине этому мультижанру уже дали название "нигилистический джаз".
Соединению профанного и высокого наверняка помогает "пункт в биографии". Пукст - выходец из знаменитой в Белоруссии музыкальной династии. Его дед - первый белорусский композитор-оперник, отец – преподаватель фортепиано. Сам Сергей учит дирижировать в минской консерватории.
Актерская природа берет свое. После выступления, отмываясь от грима (на создание которого, к слову, у питерской художницы Ленни Кельм ушло почти два часа, литры гуаши и детского шампуня) в проходном дворе на Гороховой улице, Сергей в чем мать родила устраивает стихийный перфоманс "купание Пукста". Случайные прохожие фотографируют на мобильные телефоны, как его, подобно цирковому слону, обливают холодной водой из ведра и оперативно оттирают жесткими щетками в четыре руки. Все это происходит меньше чем за час до поезда, на котором Пукст должен уехать домой в Беларусь.
Справка "Фонтанки":
Сергей Пукст — культовый минский рок-музыкант, создавший свой собственный, совершенно уникальный стиль исполнения. Сергей Пукст выступал в панк-группе «Король пчёл», группе «ОППА», параллельно разрабатывая собственный, по выражению одного из критиков, «полный сюрреалистического насилия», авторский стиль, который демонстрировался на аншлаговых "квартирниках" начала 90-х и многочисленных мероприятиях позднее. В конце 90-х годов разработал концепцию нигилистического джаза, который строится на расширении рамок концертного выступления. Выпустил ряд сольных альбомов: «Сны» (1997), «StrangeGlamour» (2003), «Pukstjazz» (2004).
Светлана Григошина, "Фонтанка.ру"












