
Если вам нравятся уши и выражение мордашки пуделя, но при этом вы без ума от коротких лапок и удлиненного тела таксы, то муки сомнений – кого же выбрать в качестве близкого друга — раньше терзали бы вас долгое время. Но теперь селекционеры нашли решение такой «проблемы» и создали дизайнерских собак.
Два в одном
Впервые это понятие появилось в конце 1980-х, когда два опытных селекционера решили поэкспериментировать и скрестить чистопородного пуделя с таким же «высококачественным» лабрадором. Целью этого опыта было получение собаки, шерсть которой не вызывала бы аллергию. Такой пес был необходим в качестве поводыря для инвалидов по зрению, страдающих данной реакцией на собачью шерсть. Результатом работы стало симпатичное животное под названием «лабрадудль» (лабрадор+пудель), которое получилось не только гипоаллергенным, но и обладающим узнаваемыми чертами обоих пород.
Известие о появлении уникального, а главное - гипоаллергенного зверя моментально облетело весь мир собаководов, и довольно скоро средняя цена на него взвинтилась до 2,5 тысячи долларов. Стало понятно, что интерес к новой и столь необычной собаке растет в геометрической прогрессии. Так было положено начало скрещиванию разных чистопородных собак, которое сегодня имеет как большое число сторонников, так и противников.
Вообще название «дизайнерская собака», скорее, неформальное и придумано для того, чтобы подчеркнуть, что эти животные создавались спланированно, с расчетом на развитие определенных качеств. Однако в селекции такие звери называются «гибридами». Отличие их от метисов, а проще говоря - от дворняг, состоит в том, что это не просто щенок, рожденный от собак двух разных пород, а первое поколение генетически различных животных. Плюс такого разведения состоит в том, что он позволяет примерно прогнозировать результат и понять, какие черты унаследует животное в большей или меньшей степени.
Одним из самых интересных отличий дизайнерских собак являются их названия. Поскольку при таком разведении получается не новая порода, а коктейль из двух уже существующих, то давать новое уникальное название собаке посчитали несколько нелогичным. Поэтому заводчики, не мудрствуя лукаво, стали соединять отдельные слоги от названий каждой породы и получать новое. Например, голдендудл – это гибрид золотистого ретривера и пуделя, джопс - результат скрещивания джек-рассел-терьера и мопса, спагль – коккер-спаниеля и бигля, а морки – это помесь мальтийской болонки и йорка. Кроме того, существуют даже сложные гибриды из трех пород, например, немецкий часки - это помесь немецкой овчарки, хаски и чау-чау.
Главные козыри - необычная мордашка и крепкое здоровье
А зачем, собственно, понадобились дизайнерские собаки? Дело в том, что при разведении чистопородных животных у них оттачиваются определенные черты и характеристики. Многие годы скрещиваются различные собаки, чтобы получить, например, идеального сторожа, охотника или просто друга и домашнего питомца. В результате каждая порода имеет свои определенные качества, которые регламентированы и задокументированы.
Однако в результате многолетнего поддержания кровей у таких животных начинают появляться мутации на генетическом уровне, что приводит к изменению ДНК. Самым частым последствием является предрасположенность к определенным заболеваниям. Сегодня среди породистых собак известно около 350 наследственных болезней. Именно для того, чтобы снизить процент риска склонности к ним, селекционеры и пошли на создание так называемых дизайнерских собак. Но несмотря на то, что целью разведения являлось именно уменьшение наследственных заболеваний, внешность этих животных получалась всегда очень оригинальной и имела яркие узнаваемые отличия и той, и другой породы, что не могло не заинтересовать любителей необычных зверюшек. Собачки с яркой, а главное, уникальной внешностью сразу стали объектом пристального внимания.
Возможность обладать собакой новой «двойной породы», которой пока ни у кого нет, видимо, приятно волновала сердца модников. Среди звезд Голливуда сразу появились обладатели таких животных. Одной из первых перед камерами репортёров со своим дизайнерским другом стала позировать Ума Турман. Ее питомец - небольшой песик породы пагл, помесь мопса и бигля, - почти все время восседал на правой руке своей хозяйки. Вслед за звездой «Убить Билла» такую собаку приобрели Джейк Гилленхаал, Сильвестр Сталлоне и Джулианна Мур. А Джессика Симпсон решила отдать свое сердце маленькой и симпатичной собачке мальтипу – гибрида мальтийской болонки и пуделя. Вслед за ней это сделали Риана и Блейк Лайвли.
Кстати, лабрадудл довольно долго рассматривался в качестве питомца для дочери 44-го президента США Барака Обамы, поскольку девочка страдает аллергией на собачью шерсть. Однако в результате глава Америки выбрал португальскую водяную собаку — кан-ди-агуа.
Само собой, поклонники звезд, в чьих руках стали «светиться» такие собаки, не могли не последовать примеру своих кумиров. Довольно быстро животных, во внешности которых угадываются сразу две породы, стали приобретать и обычные люди.
Армия противников
Заводчики чистопородных животных не скрывают своего раздражения по поводу такого повального увлечения дизайнерскими собаками. Успех конкурентов, который не просто мешает, а фактически блокирует работу с породистыми животными, вызывает у специалистов серьезное опасение. Несмотря на то, что в Америке есть ассоциации, которые признают дизайнерских собак как самостоятельны породы, мир чистокровных пород для них все-таки закрыт. Заводчики относятся к такой практике не только отрицательно, но даже враждебно. Они считают, что скрещивание пород дает много «генетического мусора», ведь далеко не все щенки от такого разведения в итоге соответствуют намеченным ожиданиям.
Даже в пределах одного помета животные могут быть очень разными. В результате самых симпатичных и здоровых «отрывают с руками», а что делать с остальными? Кстати, Волли Конрон – автор знаменитого гипоаллергенного лабрадудла - признался: несмотря на то, что первый опыт разведения был удачным, в последующих пометах все же появлялись щенки с аллергенной шерстью. Более того, лишь трое из десяти щенков лабрадудлей имеют ту самую шерсть, ради которой и был затеян эксперимент.
При этом нельзя сказать с уверенностью, перейдут ли щенку лишь положительные качества родителей и не вберет ли в себя маленькое создание те, от которых, наоборот, хотелось бы избавиться.
Многие заводчики соглашаются, что большинство породистых собак – это тоже результат скрещивания животных. Однако это серьезная работа, которая проводилась десятилетиями и даже столетиями. А считать новой первоклассной породой результат вязки двух практически произвольно взятых животных с отличительными признаками как экстерьера, так и характера специалисты по породистым животным просто отказываются. Самым ярым противником такой селекции является Американский клуб по разведению пуделей, поскольку эту породу чаще всего используют для «создания» дизайнерских собак.
При этом заводчики США не согласны, что трудные времена в их бизнесе наступили именно с появлением моды на гибридных собак, заявляя, что рынок просто переживает естественный спад. Однако Кандас Хамфри – заводчица пуделей с 20-летним стажем - доказывает обратное. Поняв, что ни один самый шикарный пудель не сравнится по цене со своим родственником, в крови которого есть гены и другой породистой собаки, специалист занялась тем, что сама начала скрещивать своих чистокровных пуделей с лабрадорами, чихуахуа и мопсами.
Недовольство заводчиков касается не только финансовой стороны вопроса, но и того, что селекционеры, зачастую думая о выгоде, забывают про здоровье животных. Они не проводят тесты среди породистых родителей на наследственные заболевания. Ну а если за гибридизацию берется вообще малоопытный человек, то процент «удачных» животных становится ничтожно мал, в то время как количество таких попыток увеличивается с каждым годом. В результате на одного здорового необычного песика приходится пятеро животных с высоким процентом риска заболеваний и сомнительным экстерьером.
Дарья Гречухина, Animal.ru, для "Фонтанки.ру"












