Образ жизни Как воспитать в ребенке лидера

Как воспитать в ребенке лидера

678
huzurailedebaslar.wordpress.com | Источник: huzurailedebaslar.wordpress.comhuzurailedebaslar.wordpress.com | Источник: huzurailedebaslar.wordpress.com
huzurailedebaslar.wordpress.com
Источник:
huzurailedebaslar.wordpress.com

Вырастить в семье сильного, самодостаточного человека – хорошая, благородная цель. Но вот проблема: понятие лидерства и силы очень относительно – это раз, и не может гармонично существовать при игнорировании особенностей характера ребенка – это два. Так как воспитать сильного человека?

Вырастить в семье сильного, независимого, самодостаточного человека, эдакого неуязвимого бравого солдата, – хорошая, благородная цель, которая подкрепляется пропагандируемой родительской моралью и существенными денежными вливаниями в образование, имидж и прочее. Но вот проблема: понятие лидерства и силы очень относительно – это раз, и не может гармонично существовать при игнорировании особенностей характера ребенка – это два. «Каждый гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость» (Альберт Эйнштейн). Так как воспитать сильного человека, и что скрывается за понятием «лидер»?

О чувстве меры

Для начала определимся с понятиями. «Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется в управляющих действиях. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе», - рассказывает психолог Елена Корнилова.

«В желании растить лидера родители порой надавливают на «лидерские» качества ребенка: «ты не должен плакать», «так ведут себя лишь слабаки», «ты должен быть первым во что бы то ни стало», «кому ты будешь такой/такая нужна», - продолжает психолог. - Ради «лидерских» качеств эти самые лидерские качества и подавляются. Не остается места слабости, беспомощности, неудаче. Ребенок растет с ощущением, что может быть принятым, лишь справившись со своими слабостями весьма своеобразным способом: не признавая их, избавившись от них. Так, например, впоследствии школьный класс может «расколоться» на два непримиримых лагеря: «лидеры» и «слабаки», где «лидеры» привычным образом будут травить и преследовать эти самые неугодные качества. Вместо личности появляется лжеличность, которая может быть (или нет) социально успешной, но остается страдающей либо душевно, либо физически».

Препарат «лидерство»: побочное действие

Рассказывает Екатерина, 23 года: «С детства меня воспитывали как сильную, железную леди, которая готова преодолеть любые препятствия. Мама всегда говорила: «Прорвемся!» Этот девиз я сама гордо несла по жизни и танком старалась проходиться по встречным и поперечным проблемам. Это помогало: я не давала волю слабостям (практически), даже запретила себе плакать, твердо переворачивала страницу за страницей, окончила университет с красным дипломом, сделала карьеру, переехав в одиночестве в другой город. Самодостаточна, независима, сильна – кремень, а не женщина. «Кремень» взращивался, наблюдая, как мама всю жизнь жила с папой-алкоголиком, который, как мог, издевался над ней и периодически поколачивал на моих глазах и глазах старшей сестры. Потом мама умерла, причем папа сильно ускорил этот процесс своим свинским к ней отношением. Через полгода случился инфаркт у дедушки, который превратился в лежачего больного, слегка маразматичного и эгоистичного».

«Но слабеть и унывать некогда, - продолжает Екатерина, – нужно оплачивать дедушке круглосуточную сиделку, любить его и спокойно, ласково с ним общаться, несмотря на нескончаемый поток упреков; выслушивать звонки пьяного отца где-нибудь среди ночи, который переживает, что его никто не любит, а ведь он как-никак — отец... В общем, однажды я просто не смогла сдержать стресса: у меня случился нервный срыв. Всё хлынуло разом и просто снесло мозг. Дошло до истерик и галлюцинаций. Пошла к психотерапевту. Рецепт простой: ряд сеансов, где я рассказывала в состоянии легкого гипноза о своей жизни, вновь вспоминала ключевые стрессовые ситуации и переживала их заново: рыдала, кричала, просто давала волю эмоциям, выбрасывала их из себя навсегда, полноценно их пережив. Мораль сей басни такова: нужно иметь силу признать свою слабость. Уметь вовремя остановиться, а не переть напролом останавливать коня на скаку. Сила не в упрямом размахивании шашкой, а в умении адекватно взвесить свои силы. Теперь в моей жизни появились такие «друзья», как настойка пиона, снотворное и медитация. Помогает сбалансировать скорость!»

Проблемы не берутся из ниоткуда

Тот багаж проблем, который несет на своих плечах взрослый человек (лидер он или нет – неважно), - это зачастую просто масштабная проекция неправильно прожитых детских ситуаций. Психологи рассматривают такие случаи как рекурсию, и у нее не будет конца, пока та или иная ситуация не будет принята, пережита сознанием и отпущена. Одни и те же проблемы преследуют нас до тех пор, пока мы не научимся грамотно их решать. Сначала Петька отбирает в песочнице игрушки, потом какой-нибудь Сашка уводит любимую девушку, а дальше Серега переманивает из-под носа крупного заказчика. По большому счету, неважно, в каком возрасте решится та или иная проблема: важен результат. В детстве справиться с трудностями помогают родители, взрослые могут обратиться еще и к друзьям и психоаналитикам. Всё решаемо, было бы желание. Но прежде чем растить из детей лидеров, многим родителям все-таки стоит почитать книги по психологии, об этапах детского развития замечательно писали Лев Выготский, Жан Пиаже, дядюшка Фрейд.

«В каждом возрасте есть свои возможности помогать ребенку развивать лидерские качества и таланты, - продолжает психолог Елена Корнилова. – Например, трехлетний возраст, когда ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, говорит лично от себя, называя себя «Я» («я ем», «я играю»), а не в третьем лице: «Петя» или «Вася». Важно воспринимать этот период как серьезный этап в жизни ребенка и понимать каприз не только как способ получения сиюминутно желаемого (каприз), но и как попытку ребенка проверить границы своих возможностей (в том числе, свои ограничения: «я могу, но не все»), проявить самостоятельность («я сам!»). Понимающий родитель постарается сделать этот процесс достаточно безопасным для ребенка и поддержит возможность проявить себя, отпуская его на полшага вперед, и пережить ограничения и разочарование от неудачи. Интерес к внутреннему миру ребенка неоценим в этом промежуточном состоянии между беспомощностью ребенка и ростом его способности понимать и принимать реальность.

Наиболее значимым, определяющим является период первых 3 - 5 лет, здесь много чего закладывается, формируются особенности отношений в будущем. Что определяется многими факторами: и желанностью данной беременности, и родительскими ожиданиями (например, пола ребенка) или разочарованиями (это отдельная история, личная история часто повторяется в браке), стабильностью окружения в младенчестве, материнскими возможностями быть "достаточно хорошей матерью", поддержкой отца отношений «мать - ребенок» и дальнейшей его ролью в формировании мужественности и женственности, психосексуальным развитием (этапы развития от младенчества и далее), конституциональными особенностями.

От степени успешности прохождения этого периода будет зависеть психическая стабильность, целостность личности. Ситуации, связанные с дальнейшими жизненными переменами (детский сад, школа, окончание чего-либо, переезды, расставания, потери и др.), и то, как человек справляется с ними, будут определяться степенью интегрированности личности - опытом раннего развития. То, что не удалось в детстве, во взрослой жизни становится возможным в ходе психотерапии. В случае необходимости нельзя бояться обращаться за помощью к врачам – это всегда возможность лучше понять особенности собственной жизненной ситуации и возможности помощи», - убеждена Елена Корнилова.

Для сильно старающихся родителей

Если уж семья задалась целью воспитать сильного, адекватно упрямого и успешного лидера, то в помощь ей существуют разнообразные социальные институты на платной и бесплатной основе. Так, в рамках программы финансового просвещения граждан в Санкт-Петербурге уже второй год действует бесплатная школа экономики и финансов для старшеклассников при образовательном центре «Эдукор». Там детям дают базовые знания по экономике и учат быть лидером: не бояться высказывать собственное мнение, искать и анализировать бизнес-идеи, развивают логику мышления, навыки самопрезентации, работы в команде. Плюс проводят мастер-классы с успешными людьми, которые на лекциях делятся опытом из собственной жизни и отвечают на различные вопросы ребят. Проект действует при поддержке регионального отделения ФСФР России в Северо-Западном федеральном округе и комитета финансов Санкт-Петербурга. Обучение проходит в неурочное время, длится в течение месяца. Выпускники получают рекомендательные письма от ФСФР и сертификаты образовательного центра, что в целом хороший вклад в образовательное портфолио ребенка. Такие школы помогают определиться с будущей профессией, проверить свои силы и решить, какая сфера деятельности школьнику действительно интересна. Помимо бесплатных социальных программ есть ряд платных тренингов, мастер-классов, которые при желании любящие родители всегда могут подобрать для своего чада.

К тому же никто не отменял кружки, школы дополнительного образования и прочие развивающие институты. Сейчас школьники легко могут реализовать себя в работе: их берут в промоутеры (в их обязанности входит раздача листовок на улицах, проведение дегустаций, работа аниматорами в костюме какого-нибудь пирожка-чебурека), есть волонтерские движения, труд в которых также оплачивается за особые заслуги и старания.

Социальные сети – пространство, где школьники также могут заработать свои первые деньги, например, занимаясь ведением групп и публичных страниц или проводя несложную статистику. В целом лидерство, которое воспитывается не только в теории, но и реализуется на практике, всегда дает более успешные плоды. Застенчивая девочка может преодолеть свою стеснительность, не только перечитав сто книг по психологии, но и, например, попробовав поработать детским журналистом. Во всем важны гармония и баланс.

Елена Шайдаева, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE0
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5