
Общество потребления на каждом шагу зомбирует: «Покупайте, покупайте, и будет вам счастье!» Со всех сторон нам внушают, что покупки мгновенно решат все наши проблемы, что, обладая новыми вещами, мы сразу преобразимся, станем молодыми, красивыми, успешными, привлекательными. Многие попадаются на эту уловку и становятся жертвами магазинной зависимости.
Признаки шопоголика
Страсть к покупкам по-научному называется "ониомания". Хождение по магазинам — лучшее времяпровождение для шопоголика. Он ходит туда без определенного желания найти какие-то конкретные вещи, покупает их без объективной надобности. Любит обсуждать покупки - это главная тема всех его разговоров. Без регулярного посещения магазинов у него снижается настроение.
«Отличительная черта шопоголиков: они предпочитают совершать набеги на магазины в одиночку или с себе подобными, — говорит психолог Карина Мавлянова. — Шопоголик не получит никакого удовольствия от шопинга в компании с "голосом разума", человеком, который будет оттаскивать его за шиворот от полочки с "классными розовыми штучками", убеждать в ненужности этой прекрасной ночной вазы и, не дай бог, еще и читать вслух ценники».
Настоящие шопоголики помешаны на брендах. Едва взглянув на вещь, отличают один бренд от другого — Chanel, Dolce&Gabbana, Prada, Burberry, Louis Vuitton… Принадлежность к брендам для них показатель высокого социального статуса. На самом деле о высоком статусе часто нет и речи: подчас шопоголик живет в съемной квартире, забитой этими брендовыми вещами…
Шопоголики далеко не всегда пользуются приобретенным добром. Потому что для них важен сам факт хождения по магазинам и совершения покупок. «Патологические покупатели испытывают эйфорию и крайнее возбуждение во время процесса покупки, — говорит психолог и психиатр Владимир Кукк. — Потом наступают угрызения совести, злость, огорчение и разочарование. Обычно они даже не разворачивают свои покупки, скапливают их в шкафу или прячут в потаенные места. Многие по возможности возвращают покупку обратно в магазин».
Ради адреналина чего не купишь...
Одна моя знакомая обожает декольтированные платья и босоножки на высоких каблуках. Скупает их в количествах, превышающих разумные. Все вещи — только брендовые, других она не признает. Другая любит «гулять по магазинам», как она сама говорит. Заходит в каждый из них, рассматривает весь товар, который там выставлен, хотя заведомо ясно, что многие вещи ей не подходят по фасону, размеру и пр. По ходу покупает двадцатый шампунь, тридцатую помаду, очередные духи… Из разных поездок привозит много одежды, шкафы дома забиты. Многие вещи так ни разу и не надевает. При этом не уделяет внимания своей квартире, там беспорядок, все захламлено...
Думаете, шопоголики тратят время и деньги просто так? Вовсе нет. Они получают важные для себя бонусы, сами о том не подозревая. Например, во время хождения по магазинам и совершения покупок у них повышается уровень адреналина. Привычка к дозе адреналина укрепляет магазинную зависимость. Шопоголик видит услужливое отношение продавцов, уважение, лесть, похвалы («вам это очень идет!»). Все это рождает у него иллюзию собственной значимости, ощущение себя важной персоной. Покупка новых вещей помогает ему избавиться от тревоги и депрессии, дает чувство свободы, раскрепощенности, повышает уверенность в себе, ведь он покупает не то, что нужно, а то, что захотелось (даже если он не нуждается в этих вещах). Шопоголики признаются, что шопинг избавляет их от депрессии и плохого настроения лучше всяких лекарств.
Все это достаточные основания для того, чтобы шопоголик снова и снова стремился в нескончаемый поход по магазинам и бутикам в поисках нового допинга.
Откуда эта «зависимость»?
Большинство шопоголиков — женщины (около 90%). По мнению психологов, магазинная зависимость развивается у них из-за недостатка внимания, от потребности в любви и признании, от ощущения внутренней пустоты.
Каковы психологические причины шопоголизма? Корни первой из них тянутся из детства. Если родители проявляли свою любовь к ребенку, ни в чем ему не отказывая и балуя, то, вырастая, он тоже начинает тратить деньги, не задумываясь об интересах семьи. Иногда же все наоборот: родители во всем ограничивали ребенка, не давали ему карманных денег (или давали слишком мало). В таком случае, повзрослев, он старается компенсировать то, чего недополучил, и начинает покупать больше, чем нужно.
«В детстве шопоголики страдали от недостатка ласки и заботы, — убежден психолог Рубен Погосян. — Они могли вырасти в хорошей семье, получить хорошее образование, но любви им могло не хватать. Именно поэтому уже в более зрелом возрасте они идут в магазин за вниманием, покупают подарки сами для себя».
Следующая причина — компенсация нереализованности в других жизненных областях: в любви, создании семьи, работе, построении успешной карьеры. Еще одной причиной может быть слишком властный отец (или муж), который пытается контролировать каждый шаг женщины, ее расходы. В этом случае необузданная страсть к покупкам — это протест, стремление вырваться на свободу.
А общество потребления диктует...
Немного статистики. В Великобритании около 10 процентов людей испытывают тягу к шопингу (больше половины англичанок признались, что совершение покупок приносит им больше удовольствия, чем занятия сексом). Среди жителей Германии около 5 процентов шопоголиков, а 20 процентов обычных немцев говорят, что не всегда могут удержаться от покупки товара, который увидели в магазине. В Италии и Испании половина девушек страдают магазинной зависимостью.
Общество потребления нацелено на формирование покупательской зависимости. От того, насколько активно одни люди будут покупать вещи, зависит существование других людей, занятых на производстве этих товаров. Поэтому покупательская мания будет стимулироваться все больше и больше, нас все активнее будут подсаживать на новые покупки…
«Одной из форм социального давления является реклама, — говорит психолог и психиатр Владимир Кукк. — Именно она забрасывает сети, чтобы как можно больше людей попались в ловушки покупательной зависимости. Реклама внушает нам, что путь к совершенству легок и приятен, но этот путь пролегает через наш кошелек. Открой его и купи, и ты будешь совершенным. Неважно, что ты купишь и есть ли в этом необходимость, главное - купи и как можно больше».
Как избавиться от зависимости
«Как неизбежное следствие шопоголизма, появляются проблемы в семье, — подчеркивает психолог Карина Мавлянова. — Очень сложно объяснить родным, почему нужно было купить два новых сервиза и антикварные подсвечники именно в тот момент, когда пришло время платить за детский сад, и почему хватило денег на зеленый пиджак в полосочку, но не хватило на колбасу. Эти конфликты усугубляются неумением шопоголиков выстроить взрослые, зрелые отношения. В них ищут равного партнера, им же подсознательно нужен "контролирующий родитель"».
Шопоголики практически всегда испытывают проблемы с близкими. Какой семейный бюджет вынесет такую сумасшедшую нагрузку? Начинается одалживание денег, бесконтрольное взятие кредитов. Подчас шопоголики мошенничают, совершают кражи в магазинах и супермаркетах…
Как же избавиться от этой зависимости? «Прежде всего нужно осознать свою проблему, что она такая же зависимость, как и сотни других, например, как игровая или алкогольная, — советует психолог и психиатр Владимир Кукк. — Все начинается с осознания, что акт очередной покупки не может удовлетворить те истинные потребности, в которых человек действительно нуждается. Нужно подобрать здоровую альтернативу, которая действительно бы удовлетворяла ваши потребности. Очень важно научиться воспринимать рекламу только с точки зрения получения информации. В принятии решения "покупать - не покупать" исходите только с позиций здравого смысла, целесообразности и необходимости. Почаще задавайте себе вопрос: "Что случится, если я проигнорирую эту покупку?"»
Перед тем как отправиться за покупками, обязательно составьте список того, что собираетесь купить, и придерживайтесь его. Кредитные карты оставьте дома, из-за них можно легко залезть в долги. Используйте только наличные деньги, они помогают контролировать расходы. Записывайте все свои покупки и сохраняйте чеки. Ведение домашней бухгалтерии помогает оценить расходы и увидеть истинную картину происходящего. Постепенно это поможет вам избавиться от магазинной зависимости.
Звездные потребители
Среди западных звезд есть немало шопоголиков: Виктория Бекхэм, Пэрис Хилтон, Линдси Лохан, Кэти Холмс, Дженнифер Лопес, Кристина Агилера. Они оставляют в модных бутиках десятки и сотни тысяч долларов за раз. У нас тоже есть любители безудержных покупок: Сати Казанова, Ксения Собчак, Лера Кудрявцева…
Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»














