
Мирное село Ульяновка Ленинградской области вряд ли знало на своем веку события, которые вполне органично могли бы уложиться в сюжет киносериала. Два часа сотрудники полиции гонялись за обезумевшим наркоманом, взявшим в заложники свою сожительницу. Два часа пытались предотвратить тяжелые последствия. Не помогли ни уговоры полицейских, ни обещания психиатров. Три выстрела в упор оборвали его жизнь как раз в том момент, когда он наносил удары ножом любимой женщине.
Звонок от 60-летней жительницы поселка Ушаки поступил в дежурную часть ОМВД по Тосненскому району 1 июня в 15.30. Она сообщила, что 33-летний сын Игорь Иустинов угрожает убийством своей 50-летней сожительнице. На место - к дому 131 по проспекту Кирова - выехала опергруппа ОМВД. К тому времени Иустинов уже вышел из квартиры, оперативники успели увидеть только, что мужчина под угрозой ножа сажает женщину в белый «Фольксваген» и уезжает. Полицейские бросились в погоню, которая прервалась в поселке Ульяновка, у дома 45 по Большой Речной улице.
Согласно сообщению ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, машина с заложницей остановилась только после того, как один из сотрудников полиции произвел из табельного пистолета Макарова два выстрела: один - вверх, второй - по колесам. Однако, по словам заведующего 3-м отделением Ульяновской психиатрической больницы Дмитрия Могилевского, дом 45 по Большой Речной улице, где располагается медучреждение, и был конечным пунктом назначения молодого Иустинова. «Он целенаправленно с 9 часов утра высказывал желание полечиться в психиатрической больнице, - рассказал «Фонтанке» Могилевский. - Используя это как метод демонстративного шантажа своих родственников».
Как оказалось, с самого утра страдающий наркотической зависимостью Иустинов стал высказывать своим родителям желание уехать лечиться. «Затем приехала его сожительница, которая предложила ему съездить вместе. Пока они ехали, как я понимаю, - подчеркнул Могилевский, - они совершили парочку ДТП, потому что у машины правая сторона была - как после аварии. На территорию больницы не заезжали, остановились в пределах видимости. В больницу зашел милиционер, который попросил подойти дежурного врача. Дежурный врач был мой ординатор — девушка. Сказали, что ситуация сложная, запутанная, прозвучало слово «заложник», поэтому на переговоры пошел я, как заведующий отделением, как мужчина».
Подойдя к «Фольксвагену» с заблокированными дверьми, «переговорщик» Могилевский спросил Иустинова, чем он может ему помочь. В ответ услышал жалобы на жизнь, от которой 33-летний Игорь устал. Врач-психиатр предложил выйти из машины и пройти в больницу, где ему помогут. «Он (Иустинов. — Прим. ред.) сказал, что до этого лечился в Ново-Девяткино (наркологическая клиника. — Прим. ред.), "подшивался" от героина, а сейчас принимает амфетамины внутривенно, - говорит Дмитрий Могилевский. - Мною предложено было лечение, что он пройдет его вместе с женой, я обещал ему полную безопасность. Но учитывая, что человек был в наркотическом опьянении, его эти доводы не устраивали».
Как отмечают в ГУ МВД, переговоры с Иустиновым длились около 20 минут. Все это время молодой человек вел себя неадекватно. Громко включал музыку в машине и под звуки популярной в советское время песенки «Ап, и тигры у ног моих сели» принимался прыгать в салоне автомобиля. Выходить из «Фольксвагена» Игорь категорически отказывался. Требовал убрать полицейских, но и когда стражи порядка скрылись из зоны видимости, продолжал сидеть в машине. Несчастная женщина все это время подвергалась реальной опасности. Игорь то истерично кричал, что он безумно любит свою жену, то с силой хватал ее и говорил, что она умрет первой, а ему на собственную судьбу наплевать. Несколько раз он даже принимался наносить ей порезы ножом. Врач-психиатр успел заметить, что левая кисть заложницы уже была перебинтована и кровоточила.
«Каждое его требование было нелогичным и противоречащим предыдущему, - рассказал «Фонтанке» Дмитрий Могилевский. - Я приводил различные доводы, мы все хотели решить ситуацию по-мирному, сотрудники полиции вели себя максимально корректно. Ему говорили, что, если он сейчас отпустит заложницу, то статья снимается». На месте происшествия был организован штаб, был вызван штатный психолог. Однако все увещевания оказались напрасными. Неожиданно Игорь Иустинов повернул ключ зажигания, по касательной протаранил служебный ВАЗ-2114 полицейских и вновь продолжил движение по направлению к железнодорожной платформе Ульяновка.
На привокзальной площади оперуполномоченные уголовного розыска снова начали стрелять: трижды в воздух, а затем восемь выстрелов в сторону иномарки. Машина снова остановилась. Но когда сотрудники полиции подбежали, Иустинов опять заблокировал замки и ножом начал наносить резаные раны своей заложнице. Тогда 33-летний майор полиции — начальник отдела по борьбе с преступлениями против личности - начал стрелять на поражение. В результате трех выстрелов ровесник майора скончался на месте происшествия. Заложницу с колото-резаными ранениями шеи и руки в состоянии средней степени тяжести госпитализировали. По факту возбуждено уголовное дело по п. «в», «г» ч. 2 ст. 206 УК РФ (захват заложника). Впрочем, дальнейшая судьба этого дела очевидна. 12 июня Игорю Иустинову исполнилось бы 34 года.
P.S. Согласно официальному сообщению на сайте Следственного управления по Ленинградской области, в рамках расследования уголовного дела о захвате заложника проводится еще и доследственная проверка, в ходе которой будет устанавливаться законность применения огнестрельного оружия сотрудниками ОМВД России по Тосненскому району. ГУ МВД по факту применения оружия проводит свою служебную проверку. Как подчеркивают в главке, «предварительная оценка действий полицейских показала правомерность применения оружия».
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»













