Финляндия Что не нравится судьям в Таможенном Союзе

Что не нравится судьям в Таможенном Союзе

52

«Cоюзное» законодательство остается загадкой даже для отечественных судей - даже эти опытные служители Фемиды не всегда могут разобраться в той путанице, которая возникла в таможенной сфере после того, как вступил в силу Таможенный кодекс России, Белоруссии и Казахстана.

Российско-финляндская граница сегодня разделяет два торговых блока – Европейский (ЕС) и Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Первый образовался в 50-х годах и привел к кардинальной ломке таможенного законодательства стран Старого Света. Теперь таким «скорбным путем» придется пройти и России.

Справка
В Таможенный союз входят три государства: Россия, республики Беларусь и Казахстан. Сам факт существования Таможенного союза означает, что страны-участницы упраздняют внутренние границы, вводят единые таможенные правила на внешних границах сообщества. Кроме того, перестают действовать таможенные кодексы государств -участников (а на них базируются многочисленные подзаконные акты). Вместо Таможенного кодекса РФ теперь отрасль регулируется кодексом Таможенного союза. За короткий период подготовки к созданию Таможенного союза пришлось проработать огромную нормативную базу, базирующуюся на Таможенном кодексе, а также пересмотреть и согласовать таможенные пошлины, которые теперь применяются на внешней границе союза.

«В комиссии Таможенного союза столько всего намешано»

Председатель Высшего арбитражного суда России (ВАС) Антон Иванов убежден, что отечественные компании удовлетворены правовым аспектом взаимодействия с таможней, подтверждением чего является снижение количества рассматриваемых служителями Фемиды споров. Однако в связи с реформой законодательства возникают новые трудности и новые конфликты – ведь теперь все процедуры регулируются как Таможенным кодексом Таможенного союза (ТС), так и российским законодательством. «Мы находимся в турбулентном состоянии правовой неопределенности, – заявил Антон Иванов, выступая на проходящем в Петергофе семинаре по практике рассмотрения таможенных споров. – Многие структуры еще не заработали, а их уже наделяют новыми и новыми полномочиями. Боюсь, что мы можем «утонуть» в потоке законодательства, а четкость регулирования будет разрушена».
Такой структурой является, в частности, комиссия Таможенного союза. Сейчас остается неясным статус ее решений, общее их количество уже приближается к тысяче. С одной стороны, они обязательны для всех трех стран-участниц, с другой – такие решения не ратифицируются, их пока нельзя обжаловать, непонятна и правая природа (являются ли они межправительственными, межгосударственными или иными актами). «В комиссии Таможенного союза столько всего намешано», – признается судья ВАС Михаил Юхней.

Отделить частное от общего

Еще одна проблема, о которой говорят специалисты: особенностью «союзного» Таможенного кодекса является большое количество отсылочных норм к национальному законодательству, которое в каждой стране (России, Белоруссии и Казахстане) свое. «Это приводит к тому, что можно применять нормы того государства, которого будет выгодно, – полагает Михаил Юхней. - Нет и органа, дающего официальное толкование нормам кодекса, вероятно, это придется делать суду ЕврАзЭС».
Антон Иванов обращает внимание на то, что от возникшей неопределенности и новых процедур страдают не только российские представители, но и их контрагенты в той же Финляндии.
Но основные проблемы, по мнению главы ВАС, кроются не только в неопределенности «союзной» нормативной базы, но и в том, что Россия по действующему законодательству должна формировать единый подход и правила контроля грузов для всех стран-соседей. «Вы можете представить, чтобы финский продавец выписал фальшивую фактуру? – сомневается Антон Иванов. – На границе же с другими государствами ситуация совсем иная. В итоге мы вынуждены применять избыточный таможенный контроль для тех, кто не совершает никаких нарушений. И объяснять партнерам, что кроме финской у нас есть и другие границы, где жесткий контроль необходим».
Как решались проблемы в ЕС? По признанию советника Высшего административного суда Финляндии Эйлы Ротхер, собственного таможенного законодательства Финляндии практически не осталось. «Оно ограничивается вопросами полномочий органов власти и обжалования их решений», – констатирует она. В качестве забавного примера она привела один из рассматриваемых споров – о классификации мяса дикого и выращенного в неволе верблюда.

И о грядущем ВТО

В конце 2011 года стало известно о том, что Россия начинает присоединение к ВТО. А это грозит новыми таможенными осложнениями. Подписанный в декабре минувшего года протокол включает, например, ставки таможенных тарифов для 11,3 тысячи товаров, более 23 тысяч обязательств по разным вопросам и т. д. И в будущем Россия берет на себя обязательство по дальнейшему снижению пошлин.
Каким образом это обязательство будет согласовываться с партнерами по Таможенному союзу (Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО) — пока неясно.

Дополнительно:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях