Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Руководители петербургских театров ответили комитету по культуре Санкт-Петербурга (фото)

Руководители петербургских театров ответили комитету по культуре Санкт-Петербурга (фото)

1 940
eremintheatre.narod.ru

Директора и худруки петербургских театров, подведомственных комитету по культуре, не на шутку встревожены по поводу буквально всех пунктов новой городской театральной политики: от учреждения единой формы правления во всех театрах до процедуры выбора руководителя и подписания с ним годового контракта. Свои сомнения и опасения они аргументировали "Фонтанке".

Руководители петербургских театров, подведомственных комитету по культуре, продемонстрировали полное единодушие в отношении запланированных администрацией города реформ. Директора и худруки выражают тревогу по поводу буквально всех пунктов новой городской театральной политики: от учреждения единой формы правления во всех театрах до процедуры выбора руководителя и подписания с ним годового контракта вместо существовавшего до сих пор пятилетнего. Свои сомнения и опасения они аргументировали "Фонтанке".

Лунева Наталья, директор Театра марионеток им. Е. Деммени с 1977 года:

- Вопрос о реформе театра - извечный вопрос. Конечно, рано или поздно возникает необходимость что-то изменить, и желательно, чтобы при этом стало лучше, а не хуже. В нынешней ситуации меня беспокоит сам подход к попытке решить этот непростой и важный для Петербурга, как культурной столицы, вопрос. Он не обсуждался широко в кругах театрального сообщества и культурной элиты, не было дискуссий в обществе. Отсюда у меня, как у директора театра с серьёзным опыом работы, возникает много сомнений в ожидаемых положительных результатах так неожиданно возникшей кампании. Приходит на ум мудрая русская пословица: "Семь раз отмерь - один раз отрежь"... Серьёзные и глобальные дела, конечно, необходимо решать учитывая множество нюансов, каждый из которых может сказаться на результате. Например, в настоящее время театры перешли на новую систему финансирования, адаптация к которой ещё не закончилась. И даже в связи с этим сейчас не самое лучшее время для параллельного проведения ещё одного эксперимента.

Александр Калинин, директор Большого театра кукол с 2002 года:

- Первое и самое главное, о чем бы я хотел сказать, — это сроки, за которые в театре можно совершить реальные преобразования. Это в том случае, если целью тех реформ, о которых заявил комитет по культуре, является бюджетирование, ориентированное на результат. Делюсь своим опытом. В БТК я начал реформы семь лет назад. Началось все с создания концепции, шесть лет назад пришел главный режиссер Руслан Кудашов, он набрал курс, вместе со своими учениками начал постепенно менять репертуар, параллельно осуществлялся ремонт театра. Сейчас театр успешен и стабилен, существуя без труппы в условиях прошедшего четыре года назад эксперимента. Но реформы продолжаются до сих пор. Срочных контрактов не надо бояться ни в коем случае. Но нужно отчетливо понимать, для чего они нужны? Если для того, чтобы разобраться с какими-то неблагополучными театрами, то ведь есть статья 278 Трудового кодекса РФ: увольнение без объяснения причин. Ну а если для эффективного использования вложенных бюджетных средств, на что направлен Федеральный закон № 83, то хочется понимать детали и подводные камни задуманной реформы.

Юрий Гальцев, художественный руководитель Театра эстрады с 2009 года:

- Я бы очень хотел увидеть непосредственно протокол заседания с решениями по изменению контроля над деятельностью театров, так как, насколько я понимаю, здесь допущены серьезные противоречия с Федеральным Законом о культуре. Так, в соответствии со статьей 31 данного закона «...органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и объединений, государственных и негосударственных организаций культуры...».

Борис Контребинский, директор Детского музыкального театра «Зазеркалье» с 2011 года, до того — директор БДТ им. Г.А.Товстоногова с 1996 по 2010 год:

- Я понимаю, что художественный руководитель — первый человек в театре. И у нас в театре с января действовала именно та модель, которую предлагает комитет по культуре. У меня существовал договор с худруком и право подписи по доверенности. Ну так сейчас же этот договор переделывается по требованию комитета по культуре. То есть я в ближайшее время должен буду заключить договор с комитетом — уж не знаю, в курсе ли этих перемен председатель комитета. В БДТ, пока художественным руководителем был Кирилл Юрьевич Лавров, я также работал по доверенности, а у Кирилла Юрьевича был пожизненный контракт с Министерством культуры. Но уже тогда Михаил Швыдкой, который сначала занимал должность министра культуры, а потом возглавлял Федеральное агентство по культуре и кинематографии, говорил о том, что времена изменились, и первым лицом в театре должен быть директор. Действительно во многих театрах первыми лицами сейчас являются директора. Вон и Табаков повторяет: «Да директор я, директор, это уж случайно так получилось, что у меня есть еще и талант комика». Большим театром управляет директор, Анатолий Иксанов, и он уже приглашает режиссеров. Это при том что, я повторяю: меня вполне устраивала та форма, которая существовала в нашем театре, когда ответственным лицом был худрук.

Что касается годовых контрактов, то я даже не понял, о чем речь. Они что, будут предлагать подписать контракт на год людям, которые создали театры в том виде, в котором они десятилетиями существуют? Это даже неэтично. И про комиссию я не понял. Какая комиссия? Какое углубленное изучение работы театров? Никто ничего не изучал, в театры не приходил, ни о каких проблемах ничего не спрашивал.

В результате своего многолетнего опыта работы в театрах я очень хорошо понял: театры выкрутятся в любом случае. Вот нам на фестиваль «Арлекин» обещали дать три миллиона, дали два с половиной, - все равно мы фестиваль провели. Выкрутились. Только мешать театрам не надо. А то у нас сейчас все с ног на голову поставлено: не комитет по культуре для театров, а театры для комитета по культуре. А для чего, как я себе представляю, реформы устроены? Да очень просто: не угоден — не работаешь. Потому что если увольнять сразу несколько руководителей по 278 статье это будет некрасиво выглядеть.

Виктор Минков, художественный руководитель — директор театра «Приют комедианта» с 1995 года:

- На мой взгляд, контрактная система — система идеальная, только давайте приведем в порядок законодательство. Потому что, когда со мной заключат контракт и даже, как хорошему руководителю, надеюсь, дадут большой театр, я останусь заложником существующей системы. Если на срочный контракт переводятся руководители, на такой же срочный контракт должны быть переведены все работники театра — от первого актера до уборщицы. Ну и разумеется, контракт с художественным руководителем должен быть заключен не на год, а на три - пять лет. Замечу, что на федеральном уровне все контракты пятилетние. И отдельно я хочу сказать, что, разумеется, нужен индивидуальный подход к каждому театру.


Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа им. А.А.Брянцева с 1994 года:

- Если заглянуть в историю, то некогда сами директора во главе с выдающимся директором Центрального детского театра Константином Шах-Азизовым приняли решение, что не может быть единой формы руководства театрами. Каждый театр индивидуален, все зависит от тех конкретных творческих личностей, которые театром руководят. Вот у меня в театре за творческую часть отвечает Адольф Яковлевич Шапиро, один из самых ярких режиссеров страны, художник из разряда гуру. И его авторитета хватает, чтобы делать замечания и молодым режиссерам, и постановщикам со стажем, и все они его замечания воспринимают правильно. Вот только что молодой режиссер Никита Кобелев выпускал у нас спектакль, так Адольф Яковлевич после прогона написал ему 80 замечаний, и в результате премьера получилась замечательной. А теперь что, Адольф Яковлевич должен заняться бумагами, отчетами, цифрами? Очевидно же, что не всякий худрук может на себя такое взвалить. Я не понимаю, зачем в приказном порядке всю ответственность городить на режиссеров, если в ФЗ №83 о бюджетных учреждениях есть формулировка: руководитель. И в уставах у нас прописано: руководитель. Где-то худрук хочет и может руководить, заниматься отчетами, счетами, где-то нет, - тут не может быть никаких единых формул управления театром. А что это за странная идея заключать контракты с руководителем на год? Ну не обманешь же коллектив, он не будет верить руководителю, у которого годовой контракт.

Виктор Новиков, художественный руководитель Театра им. В. Ф. Комиссаржевской с 1992 года, член правления петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ:

- На заседании комиссии комитета по культуре, в которую вхожу и я, решался только вопрос единоначалия или двуначалия в театре. Постановили, что должно быть одно ответственное лицо - художественный руководитель.

Что же касается годового контракта, то это нелепость полная. За год вообще ничего не решается. В каждом театре есть труппа в 50 - 60 человек, и художественный руководитель никого уволить не может, так о каком годовом контракте для него вообще можно говорить? Есть статья 278 Трудового кодекса РФ, ну так увольняйте по статье, что же прикрываться годовым контрактом. Но самое главное и самое для меня печальное - что вопросы этики у тех, кто принимает сейчас решения, остаются вообще за пределами понимания. Когда мы говорим о театре, любом театре, речь идет даже не просто о творческих людях, а о коллективах, которые собирались десятилетиями и с каждым из актеров руководитель выстраивал отдельные отношения. Если разговор идет о том, что надо поддержать молодых, то это же не делается за счет того, чтобы разрушить театральные организмы с традициями, с историей. Да, сейчас появляются интересные молодые коллективы и при них — режиссеры. Ну так дайте им возможность реализоваться, дайте им гранты, площадки. Я сам ищу молодых режиссеров и даю им постановки на нашей сцене, но я категорически против того, чтобы насильственными действиями разрушалось то, что кропотливо создавалось долгие годы.

Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке с 1989 года, член правления петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ:

- Есть вещи, которые, в данном случае, обязательно нужно додумать. На заседании правления СТД было принято решение о встрече руководителей театров с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко. Надеюсь, он нас услышит и поймет. Конечно, меня очень смущает информация о годовом контракте. Любые серьезные преобразования в театре происходят не меньше чем за пять лет. А кроме того, во многих театрах сложились крепкие, рабочие модели. Разрушив их, можно разрушить и сами театры.

Александр Петров, создатель и художественный руководитель Детского музыкального театра "Зазеркалье" с 1987 года, член правления петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ:

- Я считаю, что в той ситуации, в которой находится сейчас комитет по культуре и мы, городские театры, - в ситуации полностью разрушенных связей, когда ни один финансовый вопрос не решен, - задача городских руководителей, в первую очередь, помочь театрам выжить. А вместо этого затеваются никому не нужные выяснения, кто должен руководить театром, худрук или директор. Выбирается какой-то худсовет, и этим людям - часть из которых можно классифицировать как людей со стороны, - доверяется решать сложные, тонкие вопросы и проблемы театров. Не говоря уже о том вопиюще нелепом решении, что труппа сама себе должна выбирать худрука - ясно же, что это только спровоцирует разгул вольницы. А что это за абсурд с годовыми контрактами? В Москве же этого бардака нет. Это только в Петербурге возможно: надели веревку на шею и вперед. На мой взгляд эта акция придумана, чтобы затушевывать основные проблемы театров, которые сейчас стоят под грифом "SOS".

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях