Совет Федерации одобрил закон о выборах губернаторов, принятый 25 апреля Госдумой. Сенаторы утвердили президентскую инициативу единогласно. Несмотря на то, что с днем его подписания президентом ясности нет, с вступлением его в силу конкретики больше – документ заработает 1 июня этого года.
Совет Федерации сегодня одобрил закон о выборах губернаторов, принятый 25 апреля Госдумой в окончательном третьем чтении. Сенаторы утвердили президентскую инициативу единогласно. Дата, когда глава государства подпишет документ, пока не известна, но произойти это должно до 7 мая. Дмитрий Медведев, внося законопроект в федеральный парламент, пообещал, что поставит под ним свою подпись до того, как покинет президентский пост.
Несмотря на то что с днем подписания закона ясности нет, с вступлением его в силу конкретики больше – документ заработает 1 июня этого года. Первые губернаторские выборы, после многолетнего перерыва, состоятся в России уже 14 октября. Пройдут они в тех регионах, в которых срок полномочий их глав истекает до 1 января 2013 года.
По словам Аркадия Любарева, эксперта ассоциации «Голос», закон о выборах губернаторов и после вступления в силу не лишает президента права увольнять (возможности назначать у него больше не будет) тех глав регионов, кто был назначен на этот пост. После 1 июня глава государства по-прежнему будет иметь возможность снимать назначенцев с должности досрочно, но при этом ему будет необходимо назначить дату выборов.
Вместе с тем, как отметил сенатор от Архангельской области Константин Добрынин, закон о выборах губернаторов дает возможность тем, кто получил пост главы региона не от избирателей, а в Кремле, спокойно доработать до истечения срока своих полномочий. Таким образом, если руководитель субъекта Федерации назначен на должность, к примеру, до 2016 года (как в случае с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко), то он вправе доработать до конца срока. Губернатор-назначенец может уйти по собственному желанию, но только с разрешения Москвы, подчеркнул Добрынин.
Главная интрига ситуации в том, что у Медведева, а после 7 мая и у Путина есть законное право до вступления в силу закона перетасовать губернаторскую колоду. Ближайший к Северной столице субъект, где осенью этого года могут пройти выборы губернатора, - Ленинградская область. Срок полномочий главы региона Валерия Сердюкова истекает 9 июля.
Однако уже не первую неделю ходят слухи, что губернаторское кресло под Валерием Павловичем шатается. Более того, вопрос об отставке Сердюкова может решиться в ближайшее время, и что нового главу Ленобласти будет выбирать не новый президент, а уходящий.
Эксперты не исключают, что в Ленобласти возможно повторение ситуации Московской области. Там о своем уходе по истечении срока полномочий заявил глава региона Борис Громов. Буквально через пару недель на этот пост был избран Сергей Шойгу. Как раз именно такой политический расклад прогнозируют и в Ленобласти.
По пока еще действующему законодательству о губернаторах партии должны представить президенту кандидатуры на пост губернатора ЛО за сорок дней, то есть в срок до конца мая. До этого, по аналогии с Московской областью, может быть озвучено решение Сердюкова об уходе с поста губернатора.
Субъектам Федерации после вступления в силу закона о выборах губернаторов предстоит довести его до ума. Депутатам местных парламентов необходимо до 1 июля решить, поддержкой какого количества муниципальных депутатов кандидатам нужно заручиться, могут ли на пост главы региона баллотироваться самовыдвиженцы, и если да, то, сколько подписей избирателей нужно собрать, чтобы горизбирком их зарегистрировал.
Одобренный СовФедом закон обязывает кандидатов в губернаторы пройти через так называемый муниципальный фильтр, то есть получить одобрение от 5 до 10 процентов зарегистрированных в регионе муниципальных депутатов. Предполагается, что субъекты должны законодательно утвердить либо минимальную планку, либо остановиться на максимальной, или проголосовать за нечто среднее.
Федеральный закон о выборах губернаторов обязывает муниципального депутата только один раз воспользоваться своим голосом, определяясь с кандидатурой на пост главы региона. Местный парламент отменить эту норму не может. Если петербургский ЗакС утвердит верхнюю планку муниципального фильтра, то кандидату предстоит заручиться поддержкой 150 муниципалов.
Как отметили в региональном отделении «Яблока», оппозиционному кандидату, системному и несистемному, преодолеть этот барьер будет крайне сложно.
«Я бы сказал, что практически невозможно», - сказал Александр Шуршев, руководитель пресс-службы петербургского офиса партии. Причина в том, что подавляющее большинство из 1,5 тысячи городских муниципалов, как уточнили в Совете муниципальных образований Петербурга, состоят в «Единой России». Шуршев заметил, что рассчитывать на то, что они дадут «зеленый свет» кандидату от оппозиции, не приходится.
В Петербурге насчитывается десять муниципалов-«яблочников». Коммунистов, эсеров, либерал-демократов столько же. Муниципалов-самовыдвиженцев чуть больше. Шуршев сказал, что, если представить ситуацию, при которой оппозиция объединяется вокруг одного кандидата, даже при минимальной планке «муниципального фильтра» ему не набрать нужного количества голосов.
Поэтому, как заметили в партии «Справедливая Россия», перепрыгивать барьер будут только те кандидаты, которые устраивают власть, или будут необходимы ей для создания эффекта разнообразия выбора. Как бы то ни было, но голосование за того или иного кандидата будет открытым. То есть по итогам выборов информация о том, какой депутат за кого проголосовал, будет публиковаться в открытых источниках. Например, на сайте горизбиркома. Более того, муниципал, ставя подпись за того или иного кандидата, обязан будет заверить ее нотариально.
Сенатор Добрынин не разделяет выводов оппозиции относительно муниципального фильтра.
"То, что закон принят, - это одна из серьезных личных заслуг уходящего президента Дмитрия Медведева. Тем, кто рассказывает ужасные страшилки про два супер-фильтра, стоит внимательно прочитать закон. Муниципальный фильтр - это безусловный плюс, так как у любого кандидата должна быть поддержка региональных элит. И только при этом условии у него есть возможность получить поддержку муниципалов. Если нет поддержки, то зачем такой губернатор субъекту?"
Эту же мысль 26 апреля высказал президент Дмитрий Медведев, который пояснил, что вводимый фильтр - не барьер, а квалификационное условие.
«То, что кандидат должен заручиться такой поддержкой, не мы это придумали, - сказал глава государства в интервью журналистам крупнейших российских телеканалов. - Это есть во Франции, где президент должен доказать, что его кто-то воспринимает, что он не случайная фигура».
Москва также отдала на откуп регионам вопрос с самовыдвиженцами. Местные парламенты могут отказаться от беспартийных кандидатур на пост губернатора. Если все-таки решат, что без них не обойтись, то должны будут утвердить, сколько тем нужно собрать подписей избирателей (минимальная планка 0,5 процента, максимальная – 2 процента).
По словам Виталия Милонова, председателя комитета по законодательству ЗакСа, лично он категорически против того, чтобы самовыдвиженцам дали возможность баллотироваться на пост губернатора. По его мысли, нужно не дать случайным людям, которые ратуют только за свой бизнес, получить доступ к власти. «Что касается муниципального фильтра, то мне кажется, что его можно было бы сделать 10-процентным», - сказал Милонов. В любом случае, как отметил единоросс, официально пока никаких консультаций в парламенте по вопросу утверждения этих норм не ведется.
Так называемый президентский фильтр в итоговом варианте закона о выборах губернаторов, как поясняет сенатор Константин Добрынин, трансформировался в необязательную процедуру. Изначально предполагалось, что главе государства будут подавать списки возможных кандидатов, а он в свою очередь будет из них выбирать. По словам Добрынина, сейчас ситуация обстоит иначе – президент будет всего лишь консультироваться с кандидатами, а не отсеивать их.
Вот как прокомментировал закон член совета Федерации от Петербурга Вадим Тюльпанов:
"...Конечно, в этом законе есть и свои минусы, и свои плюсы, он небезупречен. Например, так называемый президентский фильтр оказался нежестким, ведь президент и без новой нормы имеет право вести консультации и с кандидатами, и с партиями, которые их выдвигают. Также и муниципальный фильтр представляется мне избыточной и трудно исполнимой нормой для таких крупных регионов, как Петербург и Москва, ведь закон устанавливает, что подписи муниципальных депутатов должны быть еще и нотариально заверенными. Кроме того, не совсем ясно, как физически кандидаты от других партий смогут заручиться поддержкой муниципальных депутатов, если, в частности, в Петербурге подавляющее большинство муниципальных депутатов являются представителями "Единой России", а остальные - самовыдвиженцы или беспартийные. Подобная ситуация с раскладом сил сложилась в муниципальных образованиях Чечни и других регионов. На мой взгляд, этот момент с муниципальным фильтром демократии не способствует...".
По новому закону губернатор может находиться на посту не более двух сроков подряд. Регионам, кстати, тоже разрешили самостоятельно определиться с тем, сколько продлится один срок. Правда, установили верхнюю границу – не более пяти лет. Выборы могут проходить в два тура. При этом, чтобы победить в первом туре, кандидату нужно заручиться поддержкой более 50 процентов избирателей. Законом установлен возрастной ценз для губернатора – на момент его регистрации в качестве кандидата ему должно исполниться 30 полных лет.
За президентом, что любопытно, сохраняется возможность отстранять от должности уже избранного губернатора. Делать он будет все с той же формулировкой «утрата доверия». Но народу нужно будет раскрыть причины (по пока еще действующим правилам президент не обязан объяснять, почему он увольняет того или иного губернатора). В списке серьезных поводов, в частности, «коррупционная составляющая». Недавний опрос, который в середине апреля провел ВЦИОМ, показал, что подавляющее большинство опрошенных одобряет введенные законом о выборах губернаторов фильтры. 72 процента респондентов считают, что возможность баллотироваться на пост губернатора должна быть не у каждого кандидата.
Нужно отсекать случайных людей, не подходящих для этой должности, - это мнение характерно в большей степени для сторонников «Единой России» и жителей городов-миллионников. 23 процента опрошенных придерживаются противоположных взглядов, считая, что фильтры не нужны. В основном это сторонники партии «Справедливая Россия», жители крупных городов.
Денис Аксенов, "Фонтанка.ру"
Напомним, что закон о выборах губернаторов – один из четырех предложенных президентом Дмитрием Медведевым в рамках реформы политической и избирательной системы страны. Первая инициатива – упрощение процедуры регистрации политических партий – вступила в силу 4 апреля. Госдуме предстоит утвердить еще два законопроекта: о выборах депутатов федерального парламента и сокращении количества подписей для кандидатов на президентских выборах.