Наряду с производством йогуртов и мобильных телефонов, дизайн – одна из тех областей, в которых мы безнадежно отстаем от соседней Финляндии. Для нас предмет дизайна – все еще атрибут если не роскоши, то, по крайней мере, буржуазности, а в небольшом городке вроде Лахти – ходовой товар в супермаркете. В Perlov Design Gallery на Большой Конюшенной работает выставка классического финского дизайна «Финская гостиная».
В нескольких помещениях на третьем этаже собрались вещи Алвара Аалто, Ээро Сааринена и многих других, чьи имена большинство петербуржцев не то, что не знают, а даже не могут правильно произнести. Между тем, несмотря на причудливость названий, многие вещи, выставленные в «Финской гостиной», вызывают смутное чувство узнавания. Конечно, что-то из этого вы уже где-то видели – нет, не в музейных репродукциях (хотя и в них эти вещи встречаются), а на полках магазинов. Тумблеры Kartio (Кай Франк, 1958), жаровни Sarpaneva (Тимо Сарпанева, 1960), птицы дизайнера Ойвы Тойкка, чашки с орнаментом Taika (Клаус Хаапаниеми, 2007) и даже икону дизайна - вазу Savoy Алвара Аалто компания littala производит неограниченными тиражами и продает по всему миру (все это - по цене от 10 до 500 долларов). Миссия дизайна, по большому счету, в том и состоит, чтобы создавать совершенные формы не на холсте в раме, а в повседневной жизни. Главная, наверное, особенность финского дизайна заключается в его способности сливаться с обстановкой: вещь может быть продуманной и функциональной, и даже необычной, но она никогда не обратит на себя внимания больше, чем нужно.
Самые интересные объекты не только финского, но и любого дизайна – стулья. Вот уже больше полутораста лет, с тех пор, как Михаэль Тонет придумал то, что мы называем «венским стулом», дизайнеры и архитекторы пытаются сделать эту утилитарную вещь самой удобной и одновременно оригинальной именно в своем исполнении. В отношении изящества Тонета так пока никто и не превзошел, но достойных образцов было создано
немало.
Стул Алвара Аалто Paimio, придуманный им в 1932-м году для санатория в Паймио, сравним, пожалуй, со знаменитым стулом Миса ван дер Роэ, в свою очередь бывшим частью его павильона на международной выставке в Барселоне в 1929-м году. Оба они были созданы как часть интерьера здания, оба довольно низкие и оба стали классикой дизайна XX века. Правда, если стул «Барселона» гениален в технологической простоте, то Paimio – в органичности. Аалто использует натуральные материалы, фанеру и ламинированное дерево, и весь его дизайн – это два изогнутых силуэта.
Bubble chair Ээро Ааринио - свисающая с потолка на цепочке полусфера из стеклопластика - в 1968-м году знаменовал собой наступление эры покорения человеком космоса. Сегодня он вызывает ассоциации скорее с гамаком, приспособленным к условиям мегаполиса, но оттого не перестает быть мечтой всех детей и бездельников.
Ээро Саариненену, как и многим из нас, страшно мешали «заросли мебельных ножек», и, в отличие от многих, он нашел способ от них избавиться, поставив столы и стулья на одну ножку, расширяющуюся к полу. Так появилась его серия Tulip, сейчас входящая в экспозицию MoMa в Нью-Йорке.
На самом деле, финский дизайн, и на выставке в петербургской галерее дизайна, и в нью-йоркском музее MoMa, и в супермаркете в городе Лахти – это результат десятилетиями разумно и с любовью устраиваемого быта, только в масштабах не одного дома, а небольшой страны. Вещи не самые дешевые, зато прослужат долго; неброские, но радуют глаз; удобные, и при этом «не как у всех». И, возможно, в этой домашней устроенности и лежит причина всех остальных финских достижений, в соответствии с принципом «порядок в доме – порядок в голове».
Мария Элькина, «Фонтанка.ру»
Фотографии предоставлены организаторами выставки
Финский дизайн: между музеем и супермаркетом (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ