Репетиционной площадкой для отстранения губернаторов, о котором говорят в дискуссиях по поводу прямых выборов, может стать Карелия. В четверг 19 апреля республиканский парламент готовится объявить самый настоящий импичмент главе республиканского правительства Андрею Нелидову, а вместе с ним избавиться и от всей команды "питерских варягов", на которых Москва возлагала надежды по спасению одного из самых депрессивных регионов страны. В уникальной ситуации, сложившейся в Карелии, разбиралась "Фонтанка".
Действующее законодательство хоть пока и не предусматривает прямых выборов глав субъектов Федерации, но позволяет местным властям свергать их. Другое дело, что на практике мы в новейшей истории не сталкивались ни с чем подобным, "рука Москвы" на местах всё-таки вещь убедительная. Петербург принял Георгия Полтавченко - москвича, хоть и с питерским прошлым, Москва - Сергея Собянина, у которого "в анамнезе" тюменское губернаторство, Киров - пермяка Никиту Белых. А вот Карелия не хочет Нелидова. Чем он ухитрился так провиниться перед вверенным населением за те неполные два года, что руководит республикой?
К июлю 2010 года, когда после досрочной отставки Сергея Катанандова на пост главы Карелии был назначен Андрей Нелидов, республика продолжала оставаться в России "сырьевым придатком", где практически не развивалась экономика, кроме лесозаготовок и добычи полезных ископаемых, преимущественно - минерального сырья и нерудных стройматериалов. Депрессивный регион мог бы развиваться за счёт природных богатств, но не хватает обрабатывающих предприятий и рабочей силы (северные районы очень малолюдны). Он мог бы жить за счёт леса, но 80% лесов недоступны - нет дорог, нет путей доставки к деревообработке. Огромный туристический потенциал и вовсе оставался невостребованным, потому что нет гостиниц, не развит общепит, отсутствует инфраструктура, дороги в карельской столице уже становятся темой местного фольклора, а на аэропорт Бесовец достаточно посмотреть один раз, чтобы на всю жизнь расхотеть пользоваться воздушным транспортом.
Зато город Петрозаводск поражает другими чудесами. Там, например, очень продвинута технология Wi-Fi. Но оборудованы хот-спотами - не поверите: троллейбусы. То есть сидите вы в кафе с ноутбуком, вдруг раз - появляется сеть. Через минуту исчезает. Вскоре вы понимаете, что это совпадает с тем, как подходят к остановке и отчаливают "рогатые". Кому в городе пришла в голову эта гениальная мысль - трудно представить. Но то, что эта голова городского масштаба, а не республиканского, бесспорно: транспорт находится в муниципальном ведении. Добавим в скобках, что, в отличие от троллейбусов, в лучшей и самой дорогой петрозаводской гостинице Интернет платный.
В конце 2011-го, то есть через полтора года после назначения Нелидова и прихода в республику "питерских", представители международного рейтингового агентства Fitch Ratings заявили, что присвоенный республике прогноз "Стабильный" в 2012 году может быть улучшен на "Позитивный". То есть в Карелии, как отмечали представители Fitch, наметились явные восстановительные тенденции. На более понятном уровне об этом говорит "Парламентская газета": по её данным, налоговые доходы в республике за последний год выросли на четверть, "причём поступления от налога на прибыль повысились более чем в полтора раза, что говорит об оживлении республиканской экономики". Зарплаты учителей и врачей, а их платит республиканский бюджет, выросли за год на треть. На 25 процентов вырос уровень инвестиций в регион: крупный бизнес начал верить в карельскую экономику. И это притом что инвестировать в относительно развитые лесную и добывающую отрасли в Карелии невозможно - там давно уже всё поделено. А на другие рынки инвесторы прежде не шли.
Так что же плохого сделал Карелии "варяг" Нелидов и команда "питерских", которых он привёл за собой в правительство и назначил на ключевые посты?
Уникальность ситуации, сложившейся в Карелии задолго до прихода Нелидова, состоит в том, что здесь друг другу противостоят не две ветви одной власти (это как раз было бы понятно и с точки зрения разделения властей нормально). Фактически с республикой воюет её собственная столица - депутаты Петрозаводского горсовета. Законодательное собрание республики в этой войне, как ни странно, играет роль ведомого. Заместитель председателя ЗС Девлетхан Алиханов - крупнейший петрозаводский предприниматель, которого называют карельским олигархом. В Петрозаводске убеждены, что городской совет сформирован из людей, так или иначе связанных с фигурой Алиханова. В Законодательном собрании республики подавляющее большинство депутатов - жители Петрозаводска, прямо или косвенно связанные с бизнесом.
И вот с июля 2010 года в правительстве республики начинают работать "варяги" - люди, которым местная элита - никто. У них нет собственных интересов в петрозаводском бизнесе. Анализируя движение бюджетных потоков, они видят, что потоки эти расходятся на загадочные нужды. Вроде того, чтобы оборудовать беспроводным Интернетом троллейбусы.
Например. В Петрозаводске, повторим, отвратительные дороги. То есть их там практически нет. Но есть муниципальная организация, отвечающая за строительство, ремонт и текущее содержание дорожно-мостового хозяйства - Дорожно-эксплуатационное управление (ПМУП "ДЭУ"). Создано оно было за счёт городского бюджета, передавшего ему в собственность технику. В 2010 году новая власть устроила дорожникам ревизию, и вскрылись удивительные вещи. По логике, дороги в Петрозаводске должны быть такие, чтоб соседи-финны лопнули от зависти: только в 2009-2010 годах бюджеты разных уровней выделили ДЭУ без малого 38 миллионов на закупку техники, а также возместили за них лизинговые платежи на сумму 13 с лишним миллионов.
В бухгалтерском отчете за 2009 год ревизоры, как следует из их отчета (имеется в распоряжении "Фонтанки"), обнаружили фразу: "временно основной деятельностью предприятия является аренда имущества". Того самого, за которое было заплачено из бюджета больше 50 миллионов. Что бюджет получил взамен?
В 2009 году общий доход ДЭУ составил 6 миллионов 835 тысяч рублей, из них 90 процентов - от сдачи в аренду техники. Но чистая прибыль, показанная дорожниками, - всего 39 тысяч. Из них в бюджет было перечислено 35 тысяч рублей. Еще загадочнее ситуация была в 2010-м: при выручке в 17 с лишним миллионов убыток составил 50 тысяч рублей.
Дальнейший анализ показал, что технику сдавали нескольким ИП и ООО за плату меньше 60 рублей в месяц. При таких ставках машины, срок амортизации которых составляет 7 лет, должны были окупиться за 18 с половиной. Фамилий директоров предприятий, за копейки получивших возможность распоряжаться не только техникой, но и помещениями, принадлежащими ДЭУ, "Фонтанке" известны, но непосвященному человеку ни о чём не скажут, в списках депутатов, во всяком случае, они не значатся. Запомните одно имя: Копнин, директор ООО "Онего-Строй". Оно ещё "всплывёт". В Петрозаводске говорят, что фактически все конторы подконтрольны народным избранникам, в частности - вице-спикеру ЗС Девлетхану Алиханову. Как следует из отчета ревизоров, среди арендаторов есть организация под названием "Попечительский совет Древлянки и Перевалки", которую возглавляет некто Алиханов Д.М. - тёзка вице-спикера, избиравшегося, по стечению обстоятельств, как раз от района Древлянки. "Попечительский совет" платил ДЭУ 22 тысяч рублей в месяц за помещение в центре Петрозаводска площадью 135 квадратных метров.
На этом дорожная история не кончается, дороги - вообще особая тема в Петрозаводске. В 2009-2010 годах бюджет выделил только на ремонтные работы в черте Петрозаводска почти миллиард. Больше половины - из республиканского и городского бюджета. И 93 процента этих денег освоило некое ООО "Технострой". Анализ показал, что цены, предложенные "Техностроем", были существенно выше среднерыночных, но и аукционная документация изначально составлялась чиновниками исходя из завышенных цен. Сметные расчеты утверждали чиновники городской администрации Курбатова, Астраханцев, Маленда. Последние двое подписали акты выполненных работ. А потом выяснилось, что 107 миллионов ушли в никуда: работы выполнены не были. Хотя про господина Маленду известно, что он, начальник управления городского хозяйства мэрии Петрозаводска, в состоянии дорог должен быть заинтересован кровно, так как является автолюбителем: год назад фискальные службы пытались взыскать с него неуплаченный транспортный налог. Потом почему-то от иска отказались.
Параллельно дорожным историям развивалась банно-прачечная - по такому же сценарию. ПМУП Банно-прачечных услуг должно обстирывать муниципальные больницы, поликлиники, аптеки, школы, детсады, гостиницы. Речь идет не о паре-тройке помывочных, а, как выяснили ревизоры, об очень масштабной "отмывочной". Банно-стиральное оборудование, тоже - с благословения городских властей, сдавали в аренду нескольким ООО, с этими властями, по некоторым данным, связанным. Сами за 2 года настирали на скромные миллион семьсот тысяч. Потому что сдавали в аренду и продавали муниципальное имущество по прямо-таки благотворительным ставкам: баню площадью 974 квадратных метра - за 9 с половиной тысяч рублей, другую - за 23 тысячи, третью - за 16. Зависела ли ставка от имени арендатора - это нам неизвестно. Зато за прачечную брали совсем скромно - меньше 4 тысяч в месяц. Еще одну продали за полтинник. А здание проходной - и вовсе за 700 рублей. Это не опечатка. Правда, и конторка там крохотная - всего-то 10 квадратов. О том, какой доход извлекли из практически дармовых помещений и оборудования три ООО, в отчёте ревизоров не сказано, но это скоро должно выясниться.
Работавшее по аналогичной схеме похоронное ПМУСП "Мемориал" нахоронило за 2 года на 9 миллионов. Потому что само с 2010-го занимается только неприбыльным содержанием кладбищ, а муниципальные экскаваторы, автобусы, машины, помещения сдает в аренду или с одобрения властей продает по копеечным ценам. Так, ритуальный автобус был продан частным похоронщикам за 50 тысяч рублей, а экскаватор, автомобиль ВАЗ-2104 и два станка - в общей сложности чуть больше чем за 400 тысяч. Ещё 11 машин ушли за 78 тысяч. Имена покупателей известны, полученный ими доход тоже предстоит выяснить.
Увлекательно развивались события и вокруг приватизации помещений, находившихся в аренде у Сбербанка. В 2005 году банк заключил договор аренды и заплатил вперёд - 31 миллион рублей. Это арендная плата за пользование помещениями по 15 адресам общей площадью почти 2 тысячи метров в течение 10 лет. Уже через 2 года все эти помещения были проданы с аукциона по цене в полтора раза ниже среднерыночной. Одна из покупателей - некая Н.В. Журавлева, не иначе - однофамилица супруги вице-мэра Петрозаводска Евгения Журавлёва. Второй - некто ИП Копнин. Помните? Такую же фамилию носит директор ООО "Онего-строй", арендовавшего у дорожников автостоянку и гараж.
О похожих сделках с госсобственностью в Петрозаводске можно долго рассказывать: отчет ревизоров - сантиметра 4 толщиной. Но в целом становится понятна тенденция.
В 2010 году Нелидов и его команда "питерцев" приходят в республику. Их встречают с распростертыми объятиями: в прессе сохранились высказывания Девлетхана Алиханова в таком духе, что он всю жизнь только и ждал встречи с Андреем Витальевичем. И Нелидов поначалу доверяет главному республиканскому олигарху, в октябре 2010 года он назначает его своим заместителем…
Видимо, параллельно шла финансовая проверка, затеянная новой властью, и ситуация прояснялась. Между вчерашними друзьями Нелидовым и Алихановым пошёл холодок. На вице-премьерском посту Алиханов не продержался и полугода: в марте 2011-го ему пришлось написать прошение об отставке. Именно тогда местная пресса стала писать о раздражении, какое вызывал у "варяга" Нелидова принципиальный заместитель. Это было началом новых информационных войн в тихой Карелии, знакомых Петербургу по временам губернаторства Владимира Яковлева. Промежуточный результат этой борьбы станет известен 19 апреля.
Валентина Стечина, "Фонтанка.ру"