Смольный считает целесообразным то, что руководители отраслевых органов власти и главы районов являются лицами, замещающими государственные должности, а значит, не обязаны, уходя из чиновников в бизнес, проходить конфликтные комиссии на предмет коррупционной составляющей. Городские власти не видят в этом никаких нарушений законодательства. Об этом говорится в ответе на депутатский запрос Максима Резника, который предлагал перевести всех чиновников высшей категории в обычных госслужащих.
В конце марта текущего года Максим Резник, вознамерившись устроить кадровую революцию в Смольном, направил губернатору Георгию Полтавченко запрос с предложением перевести всех председателей комитетов, начальников управлений и инспекций, а также глав районов из лиц, замещающих госдолжности, в простых госслужащих. В качестве аргумента Резник использовал типовой перечень государственных должностей, опубликованный указом президента России. В этом перечне содержится 17 должностей. Среди региональных там значатся замещающими госдолжности только вице-губернаторы и члены правительства города. То есть, по логике депутата, если следовать этому перечню, то все остальные чиновники должны быть госслужащими. Однако по петербургскому закону к госдолжностям относятся также главы районов, председатели комитетов, руководители управлений, инспекций и т. д.
Максим Резник заинтересовался этим вопросом потому, что такой статус, как выяснилось после истории с Юрием Молчановым, выводит чиновников из-под многих ограничений антикоррупционного законодательства, так как для госслужащих и для лиц, замещающих госдолжности, установлены разные ограничения. Например, госслужащие без согласования с предыдущим работодателем не могут два года после увольнения работать в профильном бизнесе. А лица, замещающие госдолжности, могут.
На несостыковки законодательства еще в прошлом году Смольному указывало и полпредство президента в СЗФО. Там считают, что перечень типовых должностей исчерпывающий и ему надо слепо следовать. Хотя ни в самом указе президента, ни в федеральном законе, отсылающем к этому перечню, ни слова про обязательность нет. К этому и апеллируют юристы Смольного.
В ответе депутату они пишут, что положения федерального законодательства «не устанавливают правовых последствий в виде обязанности субъектов Российской Федерации привести в соответствие с ней установленные законодательством этих субъектов перечни государственных должностей». И посему «отнесение должностей руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (председателя комитета, комиссии, палаты, начальника управления, инспекции, службы) и главы администрации района Санкт-Петербурга к государственным должностям Санкт-Петербурга целесообразно и не противоречит федеральному законодательству».
Впрочем, не исключено, что изменения могут произойти, но не сразу, а в течение нескольких лет. В Смольном, по неофициальной информации, есть мнение, что председателей комитетов именно из-за отраслевого направления все-таки можно было бы сделать госслужащими. Правда, для этого надо, чтобы комитеты стали структурным подразделением чего-то, например правительства города.
По сути же лица, замещающие госдолжности, и госслужащие отличаются по статусу. Госслужащих в Петербурге несколько тысяч: это армии специалистов 1-й, 2-й категорий, главные специалисты, ведущие специалисты, начальники различных отделов и даже заместители руководителей. Претенденты должны иметь определенное образование — чаще всего экономическое, юридическое или государственного муниципального управления. Без особой квалификации чиновником можно стать только на должности специалиста первой категории. Для того чтобы занять любую должность госслужбы, нужно не только подходить под квалификационные требования, но и пройти конкурсный отбор.
Лицам, замещающим госдолжности, практически никаких требований не предъявляется. Достаточно желания руководителя города назначить того или иного человека на тот или иной пост. По сути, быть назначенным на должность главы района, комитета и даже вице-губернатора гораздо проще, чем, например, стать заместителем главы или главным специалистом. Таких должностей немного — на весь Смольный чуть больше сотни человек.
Еще одна разница заключается в том, что лица, замещающие государственные должности, работают по срочным контрактам — на период службы первого лица города. А госслужащие продолжают работать по бессрочному принципу, даже если городом никто руководить не будет. Это — «машина», по приблизительным оценкам, насчитывающая 7 тысяч чиновников, которая будет функционировать в любом случае. Есть и ограничение по возрасту чиновников. Госслужащие при достижении пенсионного возраста могут лишь получать срочные контракты, продлеваемые на год. А лицам, замещающим госдолжности, может хоть сто лет исполниться, их все равно могут призвать на службу.
Александра Медведева, «Фонтанка.ру»