Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Смертельная неосторожность

Смертельная неосторожность

2 289
stav.aif.ru

Куйбышевский районный суд вынес неожиданно мягкий приговор выпускнику Университета путей сообщения Алексею Богданову, просто так нанесшему смертельный удар случайному прохожему - пенсионеру МВД Игорю Гаевскому. Резюме приговора: жертве просто не повезло.

Просто так

Группа молодых людей идёт по улице навстречу мужчине средних лет. Через секунду после того, как они встречаются, один из молодых людей разворачивается, подбегает к прохожему и бьет его кулаком в голову. От удара человек падает, некоторое время спустя врачи "скорой помощи" констатируют клиническую смерть. Через несколько дней он умирает в больнице.

Этот видеоролик смотрела вся страна, и все ожидали справедливого приговора суда: личности и преступника, и жертвы были установлены. Жертвой оказался 48-летний пенсионер МВД Игорь Гаевский, преступником — 22-летний выпускник Университета путей сообщения Алексей Богданов. Последний незадолго до нападения отмечал с приятелями получение диплома о высшем образовании.

Распространённый в Интернете видеоролик самого преступления шокировал миллионы пользователей. Там чётко и ясно видно: Алексей Богданов нанёс Игорю Гаевскому удар просто так.

Приговор, который вынес на днях Куйбышевский районный суд, шокировал не меньше, чем видеозапись преступления: Алексей Богданов приговорён к двум годам исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработка и к выплате трех миллионов рублей потерпевшим (родственникам погибшего) в качестве компенсации морального вреда. Приговор вынес судья Андрей Дондик — очень уважаемый в юридическом сообществе человек, про которого вряд ли кто-то может сказать что-то предосудительное.

Несколько недель назад Андрей Дондик, например, приговорил к 8 годам лишения свободы бывшего депутата Государственной думы России Михаила Глущенко, признав того виновным в вымогательстве 10 миллионов долларов у семьи известного петербургского бизнесмена Сергея Шевченко. При этом доказательная база сводилась к показаниям свидетелей о том, что они якобы слышали, будто Глущенко вымогал у Шевченко деньги. Несколько свидетелей заявили, что случайно оказались рядом с Глущенко, когда тот беседовал с покойным Вячеславом Шевченко по телефону и что-то у него требовал. Эти свидетели — в частности, рейдеры Александр Баскаков и Альберт Старостин — на протяжении последних лет дают одинаковые показания по разным делам: они случайно оказывались в удобном следствию месте, где случайно слышали то, что подтверждало позицию следствия.

Вину Алексея Богданова подтверждали не случайные сомнительные свидетели — к материалам уголовного дела была приобщена видеозапись, с которой спорить невозможно.

Почему же судья Куйбышевского районного суда Андрей Дондик проявил такую фантастическую, с точки зрения подавляющего большинства, гуманность?

Смертельная случайность

Если следовать логике обывательского большинства, то Алексея Богданова следовало посадить лет на 20, а ещё лучше расстрелять. Эта логика не имеет никакого отношения к юриспруденции, но понятна с эмоциональной точки зрения: нет причин желать добра тому, кто может просто так ударить любого из нас.

Однако фактически ситуация выглядит немного по-другому.

Сначала действия Алексея Богданова квалифицировались по 4-й части 111-й статьи УК РФ («умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»). Эта статья предусматривает весьма суровое наказание — до 15 лет лишения свободы.

Но ситуацию полностью переломила экспертиза. Эксперты пришли к выводу, что удар, нанесённый Алексеем Богдановым Игорю Гаевскому, не причинил особого вреда его здоровью — результатом этого удара стал синяк. Однако, как установили эксперты, Игорь Гаевский от удара упал и во время падения ударился головой об асфальт. Вот этот-то удар и стал смертельным — он повлёк ушиб головного мозга и перелом костей черепа.

Результаты экспертизы в совокупности с другими обстоятельствами дела (беспричинность нападения, в частности) стали причиной для переквалификации действий Богданова. Судья Андрей Дондик решил, что в действиях молодого человека не было умысла на причинение Гаевскому тяжкого вреда здоровью (говоря обывательски, в его действиях вообще не было умысла), и переквалифицировал обвинение на часть 1-ю 109-й статьи УК РФ («причинение смерти по неосторожности»). Эта статья предполагает несоизмеримо более мягкое наказание — до двух лет лишения свободы.

В переводе с юридического языка на обывательский ситуация выглядит следующим образом: кто-то другой от удара Алексея Богданова получил бы синяк, что с натяжкой потянуло бы на «умышленное причинение лёгкого вреда здоровью» (известное в народе как «хулиганка»). Игорю Гаевскому просто не повезло — он упал и разбил себе голову.

И сравнение с поступком профессионального самбиста Расула Мирзаева, от удара которого погиб в Москве студент, тут некорректно: Алексей Богданов от профессионального спортсмена далёк так же, как Мирзаев от балета, — ходил в университетскую секцию 2 раза в неделю. Поэтому Мирзаев мог предположить смертельные последствия своего удара.

Остаётся, правда, без ответа вопрос: почему судья Андрей Дондик повёл себя настолько гуманно по отношению к Алексею Богданову, что назначил ему наказание, не связанное с лишением свободы? Ведь даже 109-я статья позволила бы осудить молодого человека на 2 года. Более того, Алексей Богданов, несмотря на раскаяние и принесенные извинения, на суде врал, говоря, будто не ударил Гаевского, а толкнул, и будто сделал это в ответ на услышанное от того оскорбление.

Видимо, правовое чутьё подсказало Андрею Дондику, что исправительные работы исправят Алексея Богданова лучше, чем пребывание в колонии.

Справка:

Несколько лет назад в Петербурге произошёл аналогичный случай. Бизнесмен Александр Бахлин ударил охранника торгово-развлекательного комплекса «Гранд-Каньон» после того, как узнал, что другие охранники комплекса избили его сына. Охранник от удара потерял сознание и, упав, разбил голову, от чего так же, как и Игорь Гаевский, умер. Александр Бахлин раскаялся, полностью признал свою вину и получил обвинительный приговор, не связанный с лишением свободы.

Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34