По предварительным оценкам, стоимость строительства второго пути грузовой железнодорожной ветки между Иматрой (Imatra) и Луумяки (Luumäki) составит 340 млн евро. Соответствующий генеральный план представило в Суоми Финское транспортное агентство (FTA).
“Сейчас на этом участке действует однопутная железная дорога, и ее пропускной способности недостаточно, так как объем грузоперевозок очень высок. Решением должно стать строительство второй ветки", - прокомментировал "Фонтанке.fi" Кари Руохонен (Kari Ruohonen), руководитель по инвестициям FTA.
Таким образом, на сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: Финляндия вкладывает деньги в расширение железнодорожных подходов к Иматре, с российской стороны железнодорожный подход к Иматре — по официальным заявлениям руководства ОЖД — расширять пока не планируется.
По словам господнина Руохонена, новая ветка задумывается в рамках развития международного железнодорожного сообщения через пункт пропуска Иматра — Светогорск (там планируется построить железнодорожно-автомобильный логистический центр, на его создание планируется привлечь средства из европейского фонда ENPI — "Фонтанка.fi" подробно писала об этом проекте). «Мы ведем соответствующие переговоры с Росграницей», - рассказал господин Руохонен.
В рамках этого же проекта ведется работа по изменению статуса железнодорожного пункта пропуска Светогорск - Иматра: после этого через него можно будет возить не только лесные грузы, но и другие их виды.
В то же время в ОАО «РЖД» достаточно скептически относятся к перспективам расширения «российского» железнодорожного подхода к Иматре. Данный вопрос публично обсуждался в феврале, во время российско-финляндского семинара по вопросам приграничного сотрудничества. Именно тогда представители финского лесопромышленного концерна Stora Enso задавали вопрос о том, планируется ли расширять железнодорожный подход к Светогорску (имеется в виду вторая железнодорожная ветка Каменногорск — Светоргорск). Олег Валинский, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги, заявил о том, что на данный момент пропускная способность существующей ветки недозагружена и вопрос о строительстве второго пути пока неактуален. Кроме того, по его словам, в настоящее время нет точных расчетов по объемам грузопотока через пункт пропуска в Светогорске.
Напомним, в настоящее время ОАО «РЖД» вкладывает средства в строительство дороги по маршруту Лосево - Каменногорск. Эта железнодорожная ветка возьмет на себя грузоперевозки с маршрута Санкт-Петербург — Бусловская (маршрут, по которому следует поезд «Аллегро»). Проект вызывает неоднозначную реакцию природоохранных организаций.