В Санкт-Петербургском городском суде началось слушание по существу уголовного дела, возбуждённого по факту убийства генерального директора охранного предприятия «Каскад» Вадима Чечеля. На скамье подсудимых - президент Федерации вольной борьбы Петербурга Владимир Кулибаба и таксист Николай Борисов. Нешуточные страсти разгорелись на первом же заседании.
Встреча в кафе
Представляющие интересы Владимира Кулибабы адвокаты Юрий Новолодский и Андрей Кащеев ещё до входа в зал присяжных заседателей сделали интригующее заявление. По словам адвокатов, в феврале сего года после одного из судебных заседаний Владимир Кулибаба в сопровождении конвоя зашёл пообедать в кафе в Калининском районе Петербурга. Туда же, по словам защитников, неожиданно зашёл один из руководителей одного из оперативных подразделений петербургской полиции. Этот руководитель, якобы будучи пьяным, сказал Кулибабе, что большой срок тюремного заключения ему гарантирован. А Кулибаба якобы возразил, что это будет зависеть от решения присяжных, на что высокопоставленный оперативник вроде как ответил, что у его подчиненных имеются способы влиять на присяжных заседателей.
Адвокат Кащеев заявил, что сотрудник полиции даже упомянул о возможных провокациях – присяжным могут угрожать от имени Кулибабы, чтобы настроить против него народных судей.
Ведущий процесс судья Санкт-Петербургского городского суда Аркадий Кургузов допытывался у адвокатов: мол, что вы от меня-то хотите? Адвокат Новолодский заявил, что будет вполне удовлетворен, если присяжных предупредят: они должны сообщать судье о любых попытках давления на них, даже если эти попытки будут мотивироваться некими государственными интересами. Судья не замедлил во всеуслышание сделать соответствующее предостережение присяжным.
Подсудимые Владимир Кулибаба и Николай Борисов выслушивали всё с олимпийским спокойствием. Вообще, создается впечатление, что Владимир Кулибаба и Николай Борисов оказались на скамье подсудимых исключительно потому, что киллер Александр Дружинин мог решить, будто они не выполнили взятые перед ним финансовые обязательства.
Изменил показания
Александра Дружинина, напомним, задержали практически сразу после убийства Вадима Чечеля благодаря помощи случайных свидетелей. Дружинин тут же заявил: он совершил преступление по заказу депутата Государственной думы Дениса Волчека при посредничестве главы компании Europe Real Estate Дмитрия Толасова, бывшего приятеля Волчека.
Но некоторое время спустя Александр Дружинин вдруг заговорил о другом: будто бы убийство Чечеля ему заказал Владимир Кулибаба, а Николая Борисова он привлёк сам в качестве помощника.
Дружинин подробно рассказал, когда, где и при каких обстоятельствах встречался с Кулибабой, как договаривался с ним о совершении преступления, как получил от него деньги и оружие. Сам Кулибаба категорически отрицает свою причастность к совершению данного преступления.
Рассказал Дружинин и про участие в преступлении своего земляка (оба они из города Кировска Мурманской области), таксиста Николая Борисова. Из показаний Дружинина следует: он рассказал Борисову о полученном заказе на убийство Чечеля и нанял его в качестве водителя, с которым многократно ездил к месту работы и проживания жертвы, чтобы установить его график и выбрать наиболее удобные время и место совершения преступления. А ещё Борисов, как следует из показаний Дружинина, должен был увезти киллера после совершения преступления, для чего ждал его в своей машине в нескольких сотнях метров от места происшествия.
Но Дружинин, напомним, до машины Борисова не дошёл – был задержан сотрудниками милиции.
Борисов своё участие в преступлении также категорически отрицает – из его показаний следует, будто он в течение примерно недели до убийства Чечеля просто несколько раз подвозил Дружинина как таксист и приятель, но понятия не имел о готовящемся преступлении.
Несмотря на позиции Кулибабы и Борисова, в основу версии следствия легли именно эти показания Дружинина. К тому же они успели дважды «пройти проверку» в суде: 14 мая 2009 года Александр Дружинин был осуждён за совершение нескольких преступлений, в том числе, за убийство Вадима Чечеля, и приговорён к 20-ти годам лишения свободы. А 18 октября 2011 года за соучастие в убийстве Чечеля был осуждён Олег Гырзин, бывший охранник Кулибабы – он полностью подтвердил показания Дружинина, признал свою вину, благодаря чему получил условный срок.
Почему же Александр Дружинин изменил показания, из-за чего на скамье подсудимых сначала оказался Олег Гырзин, а теперь и Владимир Кулибаба с Николаем Борисовым?
Экономика киллера
По версии следствия, Владимир Кулибаба обещал Александру Дружинину 40 000 долларов за убийство Вадима Чечеля. А ещё следствие полагает, что Кулибаба и Дружинин заранее обсуждали возможное задержание последнего – в этом случае Кулибаба якобы просил Дружинина дать показания о том, что убийство Чечеля заказал Денис Волчек при посредничестве Дмитрия Толасова. За это, по версии следствия, Кулибаба обещал Дружинину умножить сумму гонорара на 10.
Таким образом, из материалов дела следует, что при сложившемся положении дел Кулибаба должен был заплатить Дружинину 400 000 долларов.
Фактически же из показаний Дружинина видно, что он получил от Кулибабы только «аванс» в размере 500 000 рублей (что соответствует примерно 16 700 долларам).
Про Николая Борисова, земляка и старого знакомого Дружинина, которого тот, по версии следствия, привлёк в качестве помощника, правоохранительные органы без показаний Дружинина, наверное, вообще бы никогда не узнали. Однако и между этими людьми, судя по всему, возникли определённые финансовые разногласия.
Из показаний Александра Дружинина можно сделать вывод о том, что за помощь в убийстве Чечеля он пообещал Николаю Борисову 8000 долларов: 3000 за автомобиль, на котором Борисов возил Дружинина (не исключалась возможность уничтожения машины после убийства) и 5000 долларов гонорара. Гонорар, как следует из показаний Дружинина, он должен был выплатить Борисову после того, как Чечель будет убит, а Кулибаба полностью расплатится. Однако из материалов дела складывается впечатление, что расплата за это преступление закончилась «авансом».
500 000 рублей «аванса» Александр Дружинин, как следует из его собственных показаний, разделил на 4 части: 100 000 рублей он отдал матери, 100 000 – Борисову за автомобиль и на перерегистрацию его на подставное лицо, 50 000 – на оперативные расходы, а оставшиеся 250 000 он отложил «на потом». Эти деньги Дружинин, как следует из его показаний, положил в карман пиджака, висевшего в шкафу его съёмной квартиры.
Из показаний Дружинина видно, что перед убийством Чечеля он отдал Борисову комплект ключей от съёмной квартиры и показал тому, где лежат деньги и два пистолета (другие, не те, с помощью которых был убит Чечель). Дружинин рассказал следствию о том, что он просил Борисова в случае его задержания забрать из квартиры деньги и оружие: 150 000 рублей отдать его матери, эквивалент 5000 долларов взять себе, а остальное отдать ещё одному своему приятелю. Оружие Дружинин якобы просил Борисова просто вывезти из квартиры и где-нибудь спрятать.
По версии следствия, Николай Борисов после убийства Чечеля и задержания Дружинина действительно пришёл в дом, где снимал квартиру Дружинин (его зафиксировала установленная в подъезде видеокамера). Однако Марина Дружинина, супруга киллера, на предварительном следствии показала: когда она на следующий после задержания мужа день пришла в эту съемную квартиру, то обнаружила там лишь одежду с вывернутыми карманами. Никаких денег Марина Дружинина, по её словам, не получила. Мать Дружинина давать показания отказалась, ссылаясь на 51-ю статью Конституции.
Справка:
Владимир Кулибаба обвиняется в организации убийства по найму (часть 3 статьи 33 и пункт «з» части 2 статьи 105 УК РФ) и в незаконном обороте оружия, с помощью которого было совершено преступление.
Вадим Чечель был убит несколькими выстрелами в упор 24 апреля 2008 года у дома 29 по Фурштатской улице. В этом доме он проживал со своей невестой Марией Строгановой (у них была запланирована свадьба) и её сыном, отцом которого является бывший глава Олимпийского комитета России, а ныне член Совета Федерации Леонид Тягачев («Фонтанка» подробно описывала эту ситуацию). Владимир Кулибаба в то время занимал пост помощника Тягачёва в Олимпийском комитете.
В 2009 году непосредственный исполнитель этого убийства Александр Дружинин был приговорен Санкт-Петербургским городским судом к 20 годам лишения свободы за совершение этого и других преступлений. В октябре 2011 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным ещё одного участника убийства Чечеля — Олега Гырзина, бывшего охранника Кулибабы. Гырзин полностью признал свою вину, раскаялся и оказал содействие следствию, в связи с чем получил очень мягкий приговор — 8 лет условного лишения свободы. Гырзин передавал киллеру оружие и показывал ему дом, в котором проживал покойный Чечель.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»