В очередной раз отработав «Снежное шоу» в Михайловском театре и представив в Доме книги фотоальбом «Лестница в небо», лучший клоун планеты, президент Всемирной академии дураков улетел, но обещал вернуться. Зачем? Об этом Вячеслав Полунин рассказал обозревателю «Фонтанки».
- Слава, правда ли, что, как пишут СМИ, в Москве мэр Собянин «утопил» ваш «Корабль дураков» - идею театрально-концертного комплекса, а в Петербурге олигарх Абрамович отказал вам в проекте создать остров современной культуры на территории комплекса Новая Голландия?
- Я не читаю газет, у меня дома никогда не было телевизора, нет радио, и о том, что пишут и говорят, ничего не знаю. Но я твердо знаю одно: если каждый человек научится жить в согласии с собой и своими друзьями, создаст оазисы той жизни, о которой он мечтал, все будет так, как надо. Поэтому реакция сильных мира сего на мои проекты - это какая-то другая жизнь: они там где-то живут, а мы здесь. Поверьте, я не интересовался, как относится к моим проектам то или иное лицо, я просто делаю, что мне интересно, что получается…
Вот и историю с «Лестницей в небо», она же «Белый карнавал», которому посвящена книга, презентованная мной в Петербурге, я задумал еще в 1991 году, когда мы здесь, в Питере, затеяли Академию дураков в кинотеатре «Родина», и потребовалось 15 лет, чтобы осуществить этот проект. Я попробовал элементы «Белого карнавала» во время театральной Олимпиады в Москве, три года назад продолжил пробы на территории Петропавловской крепости, а потом идея вдруг опять пригодилась в Москве, мне сказали: «Делай все, что хочешь», и мы сделали. В проекте «Лестница в небо» были заняты десять продюсерских компаний, тридцать творческих коллективов, десять художников и еще множество людей и компаний со всего света. Мы передвигались по разным странам, работали по десять часов в день - нет начала спектакля, нет окончания, вся жизнь перевернута - я пытался создать мир, где люди живут так, как они мечтают…
Когда мы добрались до московского сада «Аквариум», я пригласил питерского художника Алексея Кострому, он попросил два вагона пуха, их привезли из Ростова, и мы уделали весь «Аквариум» в пух! Марк Розовский заметил тогда: «Полунин из «Аквариума» сделал курятник!» Все заборы, столбы, деревья, здания были покрыты слоем пуха, меж них летали акробаты, приехали 100 саксофонистов со всей Европы – фантастическая была картина… Теперь я листаю страницы книги-альбома «Лестница в небо» и вспоминаю это! Эти фотографии можно рассматривать бесконечно, потому что все, что там происходит, – нереально. Но я люблю делать такое - реальные проекты меня не интересуют. Только когда чувствую, что это невозможно сделать, тогда мне становится интересно, и я начинаю этим заниматься.
«Белый карнавал» - даже не проект, а моя мечта, которую я вынашивал много лет и которая должна была сбыться… Не удивлюсь, если примерно столько же лет и сил потребуют и другие мои проекты, каждый из которых - море труда, радости, неудач. Но, в конце концов, вдруг все чудесным образом срастается, и проекты происходят…
- Так почему бы не реализовать ваши замечательные идеи в рамках Петербурга? Ведь новые власти города ратуют за глобальные проекты, масштабные, всемирные фестивали…
- У меня очень много проектов, придуманных для Питера. В этот свой визит я сходил в Комитет по культуре Петербурга и оставил там 10 папок с моими проектами, которые ждут реализации - мало ли, вдруг кому-то что-то пригодится. Я не люблю много говорить об этом, и не только потому, что идеи можно украсть, а потому что слова – это слова, а дело – это дело.
Только что с Гидоном Кремером мы сделали красивую историю в Тель-Авиве, в оперном театре: 25 человек скрипачей и мои 15 клоунов - классическая музыка и клоунада неожиданно встретились и на протяжении нескольких часов жили как одно целое. Никто не верил, что это реально, но у нас получился этот фантастический проект, на сегодня мой самый любимый. У меня всегда последние - самые любимые! Сейчас ищу возможность, чтобы показать этот спектакль в Питере.
В конце моей книги «Лестница в небо» список из 50 проектов – уже сделанных. В скором времени выпущу книжку, где будут названы следующие 50 - еще не сделанные. Будем надеяться, что у нас все получится, как получилось с «Белым карнавалом» - проектом удивительной красоты, потому что романтический карнавал – это редкая вещь, чаще всего он бывает разгульный, тем более, в наших краях. А вообще-то я задумал когда-то три карнавала: черный, белый и цветной. Карнавал воздуха, карнавал огня и карнавал воды. Карнавал неба, ада и земли...
- Совсем недавно вы вновь заставили говорить о себе весь мир, создав специально для международного клипа «A Merry Christmas» восемь оригинальных сцен-этюдов. По сути, этот клип на вас держится, хотя в нем засветились Стиви Уандер, Ларри Кинг, Владислав Третьяк, Ирина Слуцкая Николай Валуев и другие звезды...
- Мне тогда позвонили и сказали, что детский фонд делает благотворительный клип с рождественской песней, попросили помочь. Я впервые взялся за жанр клипа, мы целый день, с утра до ночи, «бесились»… Я много лет коллекционирую визуальные образы, и вот поделился некоторыми. Теперь получаю огромное удовольствие от этого клипа - смотрю его каждый день. Там удивительно красивые образы. И я непременно попробую что-то еще сделать в таком же духе. Сейчас вот общаемся с Борей Гребенщиковым, может какую-то штуку и сделаем!
- А с «Лицедеями» вы вновь не сольетесь в едином проекте?
- Мы пытались восстановить «Асисяй-ревю», наверное, один из лучших наших ранних спектаклей. Пока не все получилось, но если мы попытались сделать, значит, что вы все равно это увидите, потому что не знаю еще ни одной идеи, над которой мы бы бились и, в конце концов, не осуществили. Просто требуются время и усилия, чтобы решить какие-то проблемы.
- Ваше «Снежное шоу» как-то меняется? Или с годами становится все ценней, как старое доброе вино?
- Мой спектакль меняется каждый день – в зависимости от публики, от того, какие актеры в нем играют. У нас не бывает двух одинаковых спектаклей.
- После такого феерического успеха, с каким проходят ваши гастроли в России, не возникает желания вернуться насовсем?
- Да я никуда и не уезжал. Каждый год играю свой спектакль в Москве и Питере, каждый год гастролирую по стране, каждый год делаю минимум один большой проект в России. Но и в других местах приятно встречаться с публикой, поэтому гастролирую в Италии и Мексике, Франции и Великобритании. А еще в странах сорока нас тоже всегда ждут и любят.
Но, несомненно, в России удивительный зритель. Только Мексика в состоянии с нами конкурировать по способности зала эмоционально включиться в судьбу героя – такого нигде больше нет. Только мексиканцы и мы! В этих двух странах на тебя накатывают волны эмоций из зала, ты на этих по волнам мечешься, а в Англию приедешь – спокойствие, тишина. Встанешь, жест сделаешь и стоишь, а они… ждут! Наши бы уже давно убили, а эти ждут: «Что дальше будет?» Ты залу подмигиваешь, они думают: «Зачем же он это сделал?» Но это разные ощущения - получать удовольствие от игры или от интеллектуальных подач, и когда приезжаешь в новую страну, начинаешь заново играть в эти игры.
- Почему в России не появляются новые звезды искусства клоунов? Или мы их просто не знаем?
- Потому что нет школы. Желающих стать клоунами огромное количество, но научиться этому непростому делу негде.
- Однажды вы даже сказали: «Я счастливый человек, причем всегда счастлив. Могу научить этому любого!» А научите меня, пожалуйста!
- Всякому делу надо учиться, по крайней мере, три-пять лет, чтобы постичь его азы. Если вы готовы – пожалуйста!
- Давно хотел спросить вас, как вы реагируете на слова «дурак», «идиот», «лузер»?
- У каждого слова есть множество сторон. Я всегда выбираю позитивные стороны каждого понятия. Даже «неудачник» может быть в чем-то счастливчиком. А уж «дурак» для нас просто комплимент. Вы же знаете, что я Президент Академии дураков, так что в моем сообществе до дурака надо еще дослужиться… Во Всемирной Академии дураков я сам себя назначил президентом.
- А на какой срок?
- Бесконечно. И запретил даже обсуждать эту тему на своих конгрессах. Наша академия уже дважды провела конгрессы в Москве, а самый первый конгресс мы делали в Питере еще в 1988 году во Дворце молодежи. И если все будет нормально, хочу в следующем году следующий конгресс провести опять здесь. Для этого сейчас подбираем правильное место.
- Ваш старый приятель Антон Адасинский недавно сыграл роль Дьявола-Ростовщика в «Фаусте» Сокурова… Видели ли вы этот фильм? Будете ли вы сами в дальнейшем сниматься в кино?
- Фильма пока не видел, но много слышал хорошего и за Антошу очень рад. Но я сам в принципе не киношный человек - люблю театр. Магию театра никакой фильм не повторит: когда ты выходишь на сцену, и все замирает, потом тоненькие ниточки из зала тянутся на сцену, а ты на этих ниточках начинаешь играть. Никогда ты не получишь этого ни в одном фильме.
- Почему вы до сих пор не написали книжку мемуаров?
- Книгу написал, и не одну, но издать хочется хорошо, а это непросто. Я сказал сам себе: «В этом году у меня выйдет 10 книг и 10 фильмов», и, надеюсь, что хоть по пять тех и других выйдут. Только что вышел DVD-фильм, который сделал французский канал, и они фильм показали на Европу, в новогоднюю ночь, ровно в 12 часов. Я надеюсь, вскоре эта картина появится и в России. Хочу сделать несколько фильмов из своих старых работ, из архива вытащил, постарался смонтировать, сейчас приводим это в порядок, надеюсь, выйдет видеоантология. Я озабочен тем, чтобы собрать все, включая старые «лицедейские» архивы. Так что, если у кого-то в домашних архивах сохранились эти видеозаписи, то милости просим. Очень мало что сохранилось, а так хочется собрать всё.
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего
Вячеслав Полунин: «Я сходил в Комитет по культуре Петербурга и оставил там 10 папок с моими проектами» (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ