Кадровую революцию в Смольном хочет устроить депутат городского парламента Максим Резник. Отчаявшись помешать экс-вице-губернатору Петербурга Юрию Молчанову занимать пост в ВТБ, 21 марта на заседании ЗакСа он направил запрос губернатору города Георгию Полтавченко с предложением перевести всех председателей комитетов, начальников управлений и инспекций, а также глав районов из лиц, замещающих госдолжности, в простых госслужащих. Что это означает и каковы перспективы реализации его предложений, выясняла «Фонтанка».
В депутатском запросе Резник рассказывает о том, что президентом России установлен исчерпывающий перечень государственных должностей, по которому в Смольном лицами, замещающими госдолжности, могут быть только вице-губернаторы и члены правительства города. В Петербурге же, по местному законодательству, к лицам, замещающим госдолжности, относятся даже главы районов и председатели комитетов.
Такой статус, как выяснилось после истории с Юрием Молчановым, выводит чиновников из-под многих ограничений антикоррупционного законодательства, так как для госслужащих и для лиц, замещающих госдолжности, установлены разные ограничения. Например, госслужащие без согласования с предыдущим работодателем не могут в течение двух лет после увольнения работать в профильном бизнесе. А лица, замещающие госдолжности, могут.
«Принимая во внимание огромный объем властных полномочий по решению финансово-хозяйственных вопросов, распоряжению имуществом, осуществлению госзакупок и повышенную коррупциогенную опасность, прошу... рассмотреть возможность служебного перевода ряда чиновников в другой статус», - говорится в депутатском запросе.
«Фонтанка» выяснила, что в типовом перечне государственных должностей содержится 17 пунктов. Среди них значатся депутаты, мировые судьи, первые заместители руководителя региона, председатель и заместитель председателя Горизбиркомов, уполномоченные по правам человека и пр. Полный перечень можно посмотреть тут.
Однако председателей отраслевых органов власти субъекта РФ или глав районов в этом перечне действительно нет. И если следовать этому списку, то эти категории чиновников должны быть госслужащими.
По сути лица, замещающие госдолжности, и госслужащие отличаются по статусу. Госслужащих в Петербурге несколько тысяч: это армии специалистов 1-й, 2-й категорий, главные специалисты, ведущие специалисты, начальники различных отделов и даже заместители руководителей. Просто человеку с улицы стать госслужащим очень сложно. Претенденты должны иметь определенное образование — чаще всего экономическое, юридическое или государственного муниципального управления. Без особой квалификации чиновником можно стать только на должности специалиста первой категории.
А это мизерная зарплата, которая складывается из примерно 15 расчетных единиц (сегодня расчетная единица равна 1050 рублям) с премиями, и туманные перспективы — конкуренция на более высокие посты зашкаливает и люди годами могут не продвигаться по карьерной лестнице. Ведь для того, чтобы стать начальником какого-нибудь отдела, нужно года три-четыре отработать на госслужбе или по определенной специальности. А еще пройти конкурсную процедуру и доказать на специальной комиссии, что именно ты, а не десятки других претендентов достоин работать чиновником.
Лицам, замещающим госдолжности, практически никаких требований не предъявляется. Достаточно желания руководителя города назначить того или иного человека на тот или иной пост. По сути, быть назначенным на должность главы района, комитета и даже вице-губернатора гораздо проще, чем, например, стать заместителем главы или главным специалистом. Таких должностей немного — на весь Смольный чуть больше сотни человек.
Еще одна разница заключается в том, что лица, замещающие государственные должности, работают по срочным контрактам — на период службы первого лица города. А госслужащие продолжают работать по бессрочному принципу, даже если городом никто руководить не будет. Это — «машина», по приблизительным оценкам, насчитывающая 7 тысяч чиновников, которая будет функционировать в любом случае. Еще одно ограничение касается возраста чиновников. Госслужащие при достижении пенсионного возраста могут лишь получать срочные контракты, продлеваемые на год. А лицам, замещающим госдолжности, может хоть сто лет исполниться, их все равно могут призвать на службу.
Максим Резник в своем запросе рассказывает и о другой разнице, которая принципиальной является для него: по федеральному законодательству к лицам, замещающим госдолжности, и к госслужащим предъявляются разные антикоррупционные требования. Например, если и те и другие ежегодно должны отчитываться о доходах и имуществе, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, то госслужащие еще два года после ухода из Смольного не могут без разрешения предыдущего работодателя заниматься профильным бизнесом.
Полный перечень ограничений для этих категорий чиновников можно посмотреть здесь.
Как стало известно «Фонтанке», Максим Резник — совсем не новатор. Тема изменения статуса председателей комитетов и глав районов уже поднималась неоднократно. И инстанциями повыше.
Президент утвердил типовой перечень госдолжностей еще 4 декабря 2009 года. И вопросом, почему в Петербурге есть и другое госдолжности, по информации «Фонтанки», уже интересовалась и администрация президента, и полномочное представительство президента в СЗФО. В полпредстве считают, что этот перечень исчерпывающий и законодательство Петербурга надо менять. Однако смольнинские юристы считают иначе, о чем и сообщали в ответных письмах в вышестоящие инстанции по этому поводу.
Как отметил представитель Смольного в ЗакСе Михаил Бродский, ключевым словом в указе президента является именно «типовой». То есть он является образцом, но не более того: «Возьмем, например, Приморский район. В нем живут 500 тысяч граждан. По численности жителей это равносильно небольшому городу. И руководит обеспечением такой территории один человек. Логично, что он будет замещать госдолжность».
Юристы Смольного расширяют аргументы. Они говорят о том, что в законе об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти написано по этому поводу только одно предложение: «Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается президентом Российской Федерации». Больше на эту тему не говорится ничего. Ни то, что субъекты должны слепо следовать только этому перечню, ни то, что он является исчерпывающим.
В то же время в другом Федеральном законе, «О государственной гражданской службе», говорится о том, что государственные должности — это,должности, утверждаемые Конституцией РФ, федеральными законами и в том числе законами региона «для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации». «У нас районы и комитеты являются органами власти, и кто, как не их руководители, являются исполнителями их полномочий? Для того чтобы руководители районов и комитетов были госслужащими, нужно, чтобы эти комитеты и районы были структурным подразделением чего-то. Например, правительства города. Но они таковыми не являются», - отметили в юридическом комитете Смольного.
По словам одного из прежних руководителей администрации, губернатора Виктора Лобко, в свое время руководителям сделали такой статус для того, чтобы зарплата была больше, так как им присваивается другой классный чин. Но, по его словам, очень плохо, что к лицам, замещающим госдолжности, нельзя применить квалификационные требования как для простых госслужащих: «Чем выше должность, тем более жестким должен быть отбор. В чем беда нашего государства? В том, что в 1991 году провозгласили лозунг «Долой коммунистов, давай специалистов!». Так вот первую часть лозунга выполнили в точности, а вторую перевернули на 180 градусов. И теперь у нас в руководителях специалистов нет. Все занимаются политикой», - отметил Виктор Лобко.
Впрочем, есть у ряда руководителей Смольного и другое мнение. Оно заключается в том, что если главы районов и могут оставаться в своем нынешнем статусе, то руководителей отраслевых комитетов по направлениям можно было бы и «подогнать» под квалификационные требования, сделав госслужащими: чтобы комитетом финансов мог заниматься исключительно финансист, а комитетом по здравоохранению - только врач.
Большинство же самих лиц, замещающих государственные должности, в разговоре с «Фонтанкой» отреагировали на возможность изменения их статуса как настоящие чиновники. «Мне как-то все равно. Это решаю не я. Люди внутри системы не должны об этом думать», - отметил один. Другой вообще заявил: «Я не понимаю, в чем разница, но как губернатор решит, так пусть и будет. Скажет бесплатно работать — буду бесплатно. У меня есть пенсия».
Александра Медведева, «Фонтанка.ру»