Согласно легенде, художник Суриков увидел черную ворону на белом снегу и написал «Боярыню Морозову». Согласно сказке братьев Гримм, королева на белом снегу увидела капельку алой крови и решила, что будет рожать Белоснежку. А голливудский режиссер Тарсем Сингх увидел на белом снегу воздушный шарик (своего любимого цвета и любимого размера) – и снял фильм «Белоснежка. Месть гномов».
Вдохновенное, но откровенно мультяшное даже в самые жестокие моменты визионерство Тарсема Сингха уже сделало ему репутацию: «картинка» в его фильмах («Клетка», «Запределье», «Война богов. Бессмертные»), всегда была преувеличенно, едва ли не изнуряюще красива, однако бороться с «дурным вкусом» в этом случае нужды нет – совершенно очевидно, что режиссер индийского происхождения опирается на иные традиции, далекие от западных представлений о хорошем вкусе. Одновременно логику своих сюжетов предлагая искать на территории сновидений, что доверия к нему как режиссеру не прибавляет – в западной кинотрадиции визионеры бывали и покруче. Особо ценная заслуга Тарсема Сингха в «Белоснежке» заключается в том, что он оказался способен снять не только то, что снится ему самому, но главное – угадать то, что приснилось продюсерам. Фильм для семейного просмотра в Голливуде – строгий формат. Визуальный образ фильма – к чести художников – празднично-неотразим: чистота изумительно ярких красок прекрасна сама по себе, но на ослепительном белоснежном фоне, да еще и в обрамлении берез, тут чудится нечто родное. Кустодиевская «Ярмарка», не иначе.
Эту сказку начинает рассказывать сама Злая Королева. Дескать, жили-были, долго ли – коротко ли. Нет, она вовсе не собирается спорить с братьями Гримм – вот только в каждом предложении подчеркивает, как повезло этим ординарным сказочным персонажам, когда их сказочную, но такую предсказуемую жизнь, наконец, осветила своим присутствием «Прекрасная!!!» (тут энтузиазм рассказчицы переходит в экстаз) женщина. Там кто-то умер, кто-то родился (какая-то Белоснежка – что за претенциозное имя!), куда-то пропал мудрый король, но кого это может интересовать, когда во дворце живет Прекрасная Королева?! Ее восхитительная красота требует жертв (королевское спа с использованием попугаячьего помета, пчел и червей – это нечто неописуемое), и – самое главное – денег.
Королева безукоризненно следует завету героини другого фильма: «Деньги надо брать из мужчин!» Государственная казна пуста, бюджет страны буквально трещит по швам, не в силах справиться с расходами на королевские наряды, - но что прикажете делать? Не отказываться же от гигантских кринолинов (юбки Ее Величества изысканно монструозны)?! Весьма кстати подвернувшийся прекрасный принц из далекой богатой Валенсии – превосходный выход из ситуации. Принц (Эрми Хаммер) обречен: во дворец он попал, уже побывав в лапах разбойников, и потому сводит с ума давно вдовствующую Королеву своим голым торсом и вопиющим отсутствием штанов. Но и облаченный в подобающий бальный наряд, он уязвим не менее. Потому что это наряд Кролика. «Сначала спасу – бедного, а потом съем – вкусного!» - Джулия Робертс (рыжая и зубастая, как никогда) щеголяет плотоядностью матерой тюзовской Лисы. Так что Принцу оставалось бы только восклицать: «О, мои ушки и мои усики!» - если бы его вовремя не спасла Белоснежка (Лили Коллинз).
Именно так. Спасителем (возлюбленного, друзей, семейства и даже отечества) в этом фильме становится юная героиня – которая вообще-то должна терпеть всяческие издевательства, делить ссылку с гномами, доверчиво скушать отравленное яблочко и терпеливо лежать бездыханной в хрустальном гробу. Но в фильме Тарсема Сингха, стоило бы героине улечься в гроб хоть на минутку, - и сюжет у нее отобрали бы сразу, Злая Королева очень чутка к конкуренции. Ни других красавиц, ни – самое главное – других героинь – рядом с ней быть не может.
Поэтому принцесса Белоснежка затевает государственный переворот. Пока Королева расправляет перышки на умопомрачительных платьях и повышает налоги («На оборону!!!»), Белоснежка вербует сторонников. Договаривается с местными «лесными братьями» (не все же гномам – хей-хо! – с кайлом в забое надрываться). Овладевает боевыми искусствами и работает над имиджем (ее синяя блузка, между прочим, не уступает алому платью королевы). В составе гномьей банды осуществляет налет на сборщика налогов и правительственный отряд. Проворачивает беспроигрышную пиар-акцию по возвращению жителям города их кровных сбережений - намекая тем самым на то, что Королева – наглый узурпатор, а при ней, Белоснежке, «все будет, как при папеньке» (под мудрым руководством сказочного короля горожане, как известно, только «пели и плясали» - забытый рецепт эффективной экономики!) Но этого робингудства ей мало – Белоснежка идет на отчаянный шаг: в упоительном костюме Белого Лебедя она пробирается на королевский бал. Вовсе не за тем, чтобы пофлиртовать с принцем (это получается просто само собой) – а затем, чтобы заключить с ним союз как с представителем крупной иностранной державы и попросить о военной помощи. Причем заговор Белоснежка плетет весьма искусно – не забывая при этом премило улыбаться, постреливать черными глазками и поднимать вороные бровки. Вот принц Гамлет, попавший в свое время в похожую ситуацию, явно сплоховал. Ну так и перспектива хрустального гроба ему не светила.
Что остается Королеве? Немного магии. Волшебное зеркало (где миром правит ее идеальное отражение), деревянные марионетки-големы, магический амулет, ручной дракончик. На самом деле ее магия стоит немногого – даже любви Принца не в состоянии гарантировать (то есть срабатывает, да, но принц вместо влюбленного мужчины превращается во влюбленного щенка). Еще чуть-чуть усилий со стороны положительных героев – и в свое королевство триумфально возвращается король-отец, счастливый и расколдованный. Его играет Шон Бин – и если бы не дурацкий золотой халат и два съемочных дня, за которые актер, очевидно, так и не смог понять, что он тут делает, - то, несомненно, Злая Королева предпочла бы, строго по Гриммам, до смерти плясать на балу в раскаленных железных башмаках, чем встречаться с разгневанным супругом. А так - роскошный болливудский супер-мега-гала финал венчает старую немецкую сказку.
Лилия Шитенбург,
«Фонтанка.ру»
Горячий снег: «Белоснежка. Месть гномов» (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ