Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Полковник ФСБ устал от сказок

Полковник ФСБ устал от сказок

4 387

Приказом директора ФСБ России в петербургском управлении полковником стало меньше. 14 марта в отставку по выслуге 40 лет ушел начальник отдела службы по борьбе с терроризмом Юрий Фесенко. Он давно стал фольклорным элементом в мире кавказских диаспор и оргпреступности. Приказ же всегда сух – там не сказано, что за всю буржуазную историю Петербурга у нас не случилось ни одной террористической беды.

Юру знают все руководители петербургских силовых ведомств. Он известен в лицо и лидерам преступных сообществ, и серьезным бизнесменам. Фесенко нажил врагов, но они не сквернословят ему вслед. Навряд ли найдется человек, который бы слышал, как полковник кричит. Когда он в гневе, то просто отворачивается от собеседника. Любимое его выражение: «Рассказываю тебе сказку…»

В Ленинграде 23-летний Юра Фесенко оказался в 1979 году. Родился в украинской деревне, закончил техникум и отслужил три года в спецназе ВМФ. В Институте водного транспорта, куда он поступил в олимпийский год, ему и предложили на первом же курсе пойти в КГБ. Перешел на заочное обучение, для начала проходя стажировку вольнонаемным.

Диплом лег кадровику, и началась жизнь филерская в службе наружного наблюдения. В конце 80-х он переходит в самую непрестижную с точки зрения будущей буржуазной революции Пятую службу. Однако биографию борьбой с «антисоветчиками, евреями и попами» не запятнал, так как занимался линией террора.

Тогда этот термин редко произносился даже на Литейном, 4. Конечно, 7 ноября 1990 года на Красной площади прогремело покушение на Михаила Горбачева, совершенное ленинградским слесарем Шмоновым, но это было скорее удивительно, чем опасно. Все больше чекисты занимались зарождавшимся бандитизмом: преступный перестроечный бренд Сергей Мадуев, спортсмены, мутирующие в гангстеров и возившие автоматическое оружие, пока еще как символы власти, а не инструменты уничтожения.

После 1991 года говорить о своей причастности к Пятой службе стало позорно (кстати, даже Владимир Путин никогда не упоминает, что четыре месяца проработал именно по линии выявления связей с западными общественными организациями). Тогда многие борцы с диссидентами подавали рапорты на увольнение, уничтожались личные дела агентуры. Политическая полиция сдулась. От нее осталось одно направление – террор.

Страна развалилась. Бывший Союз начал лихорадочно сбрасывать оружие. Стрелковое было востребовано как братвой, так и окраиной, по которой носились полевые командиры всех мастей. Они жаждали тотального самоопределения, не щадя ни своих, ни чужих жизней. Межэтнические войны пожирали боеприпасы эшелонами.

В те времена Фесенко с товарищами изымает «железо» буквально вагонами. Так, раз ящики, идущие под маркой охотничьих снастей из Канады, а напичканные пистолетами «Астра» и автоматами Калашникова, были остановлены его службой. Генералы Министерства обороны гневались, так как по бумагам «металл» был утилизирован еще при выводе войск из Европы. Правительственная связь обещала разжаловать их в «маршевые роты». Случайно оперов спасает Указ Бориса Ельцина 1993 года, запрещающий перемещение оружия внутри России.

27 декабря 1994 года началась Чечня. Мгновенно рэкетиры становятся для Фесенко вторичны. Мало кто знает, что за всю историю противостояния горцам в Санкт-Петербурге (и по сей день) было лишь три угрозы теракта. В результате комбинаций и хороводов, которые его служба водила вокруг диаспоры, два раза диверсантов выгнали сами земляки. Тогда Фесенко убедил чеченских коммерсантов, что после взрывов им станет хлопотно заниматься бизнесом. Третий раз с черкесом он разговаривал лично. Бывший токарь шестого разряда, потерявший при бомбежках Грозного жену, детей, племянников, братьев, приехал мстить и умирать. «Колоть» его было бессмысленно, а подбрасывать ему в карман наркотики Фесенко не стал. Общались долго. Сегодня он вновь токарь на одном из заводов Ярославля. Порой они созваниваются – поздравляют друг друга с праздниками.

Он практически единственный опер питерского УФСБ, который может без церемоний зайти в любое подразделение полицейского главка. Вряд ли есть руководитель, у которого он не был бы на дне рождения или крестинах. А на конфликты шел.

Так, однажды оперативники РУБОПа нашли в подвале одного из домов мешок с гексагеном. Была дана сводка, типа подвиг. Фесенко доказал: гексаген был – террористов не было. Оказалось, все это комбинация для галочки в рамках операции «Антитеррор». Заодно был спасен участковый, который должен был быть крайним ввиду «халатности». Срыв наград породил шипение.

Кумарин, Глущенко, Кжижевич, прочие бренды «бандитского Петербурга» для него не символы. Энциклопедия его памяти устроена классически: он знает, как они познакомились, у каких тренеров занимались боксом, в каких барах работали их жены и кто из петербургских коммерсантов, сверкающих ныне в деловых новостях, им платил дань. А самое пикантное - «за что» порой платил.

Формально в конце ХХ века в Санкт-Петербурге было возбуждено два уголовных дела по терроризму – убийства Галины Старовойтовой и Маневича. Фактически же – это лишь юридическая оценка, мотивации заказчиков были далеки от того, чтобы диктовать правительству свои условия игры.

Нулевые породили экстремизм. В 2001 году уходит в отставку легендарный начальник Фесенко с говорящей фамилией Король. Мафиози Андрея Короля знали как дерзкого, кто мог и в «рыло», если ему нахамить. Старшим становится спокойный Юра. Внешне стилистика меняется. В его кабинете стоит имперская дореволюционная мебель (портреты лидера и президента отсутствуют). Однажды посетитель предлагал за нее 20 тысяч в евро и поменять на «как положено».

"За таким столом раскрывается лучше", – отказал он.

В XXI веке оперативникам Фесенко пришлось изучать нюансы неонацизма, характеристики новых бесов. Практически все выходки фашиствующих расследовались при непосредственном сопровождении службы по защите конституционного строя и борьбы с терроризмом. Они живут улицей. Некоторые офицеры службы экономической безопасности, привыкшие к тиши и офисам, раздраженно за спиной у него ворчат: «Его работа ментовщиной попахивает». Правая молодежь пыталась влиять на историю своими взрывами в «Макдоналдсе», свастиками, угрозами «Максидому», но до столичного уровня не дошло.

Полковник отслужил 31 год, с учетом коэффициента «год за…» накипело 40.

Последние месяцы Фесенко обходит врачей и злится, называя их сказочниками. Он устал, а курить не бросает. С сегодняшнего дня его зарплата будет именоваться пенсией. После решения Владимира Путина о ее увеличении своим бывшим сослуживцам ему назначили 28 тысяч рублей.

Фесенко - желанная кандидатура в таких системах координат, как «ВТБ» и «Газпромнефть». В принципе он не против. Только теперь позволяет себе капризничать: «Хотелось бы в выходные дома побыть».

С его уходом «Одесса» станет немного другой. Вскоре будет назначен новый «король» со своим характером.

Евгений Вышенков, «Фонтанка. ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях