И мартовские праздники позади, и шумные марши, и хороводы вокруг фонтанов забылись. Русь затаилась и начала сосредотачиваться. Готовиться к майским мешают бесы или «ведьмы» из группы Pussy Riot, совершившие панк-молебен в храме Христа Спасителя. За последнюю неделю разделенная и не очень единая Россия разделилась вновь: на сочувствующих и жаждущих анафемы. Единственное, что пока не прозвучало, но, уверен, прозвучит - сжечь «нечисть» на костре. А я бы их чаем напоил.
Девушки-панки всего за несколько дней стали разменной монетой в большой политической игре. Причем как со стороны власти, так и со стороны оппозиции, которая, также как и власть, неприятно удивлена провокацией, но упрямо и тягомотно пытается поднять их на болотистый щит.
Самым странным и неоднозначным образом пока выглядит церковь. Непонятен вал гнева, обрушившийся на юных девиц, которые хоть и поступили дурно, но не смертельно, не необратимо и не страшно. Скорее бессмысленно и беззлобно. Реакцию модного протоиерея Чаплина всерьез обсуждать лень, особенно после его скучных выпадов с православным дресс-кодом (о котором мы говорили вот здесь) и православными же партиями. Пустое это и не от бога.
А вот из этой ситуации РПЦ могла бы выйти не только с политическим, но и с моральным блеском.
Памятуя о том, что основная задача христианина - это борьба не с грешником, а грехом, патриарх Кирилл мог бы взять, как говорится, инициативу в свои руки, став выше политических интриг вокруг нее.
Ровно 31 год назад, 13 мая 1981 года, Иоанн Павел II получил пулю в живот на площади Святого Петра в Риме. Стрелял в него солнечным майским днем турецкий "серый волк" и ультраправый гангстер Али Агджа.
Через два года папа неожиданно навестил его, приговорённого к пожизненному сроку. Несостоявшаяся жертва и состоявшийся убийца поговорили о чём-то, оставшись вдвоём, но тема их разговора неизвестна до сих пор. После этой встречи Иоанн Павел II сказал: «То, о чём мы говорили, останется нашим секретом. Я говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».
Конечно, Pussy Riot - не "Серые волки", но Патриарх своего рода Папа Римский, и наоборот. Отчего бы Патриарху не прийти к арестанткам в изолятор (мне трудно представить следователя или начальника УФСИН, которые откажут), провести человеческий ликбез и попытаться объяснить, в чем они не правы. Тут, по большому счету, ни уровня теологии не требуется, ни харизмы. Хотя и первого, и второго в избытке. Статуса и спокойствия беседы будет вполне достаточно для покаяния. А повинную голову и меч не сечет, и уж тем более посох патриарха не бьет. И если это случится, то пастырь Всея Руси мог бы взять их на поруки, а так как изменение меры пресечения будет зависеть от суда, то я с трудом представляю возможность отказа. Точнее, вообще не представляю.
А если же патриарх станет общественным защитником подсудимых, что светским уголовно-процессуальным кодексом допустимо, то это и будет безоговорочное и окончательное изгнание бесов. Причем публичное.
Сказано ведь: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".
Именно это в полном соответствии с заветом Иисуса Христа может сказать сегодня наш патриарх Кирилл. И именно это подняло бы авторитет церкви на недосягаемый уровень.
Ни власть, ни оппозиция не смогли бы по существу ничего возразить.
Сейчас, когда страсти в обществе накалены до предела, когда противостояние между условной Болотной площадью и условной Поклонной горой приближается к непримиримости, необходим посредник с большой буквы.
Если таким посредником сможет стать Русская Православная церковь, то дай ей бог.
Старший партнер юридической компании Pen&Paper Константин Добрынин