Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Политика Выборы Горожане о выборах: поразило равнодушие

Горожане о выборах: поразило равнодушие

478
mail.ru

4 марта на избирательных участках Петербурга работало около 11,5 тысяч наблюдателей. Это горожане, которые в силу разных причин решили либо проявить свою гражданскую позицию, либо попросту немного подзаработать. У каждого из них своя история этого дня и свои ощущения от священнодейства, которое называется выборы. «Фонтанка» собрала несколько таких рассказов.

Одной из самых громких на выборах 4 марта стала история наблюдателя от КПРФ Никиты Сорокина в УИК №1797 по адресу Марата, 27. Полностью ее можно прочитать в ЖЖ молодого человека, мы приведем лишь самый впечатляющий момент (здесь и далее авторские орфография и пунктуация сохранены. - Прим. ред.): «...Я закрыл Антона своим телом, а полицейский попытался меня отодвинуть, наступая мне на ноги, делая вид, что старается отцепить руки. Я испытал жуткую боль, и до сих пор еле передвигаюсь. Я - инвалид второй группы, и любое повреждение, даже самое незначительное на ногах, вызывает массу неудобств и боли. После того как я вытерпел и не отошел от Антона, мне стали выкручивать пальцы. Один из сотрудников полиции часами, которые у меня на руке, старался повредить мне запястье. Я терпел. Пальцы гнули, как могли, и я чувствовал, как они вылетают из суставов. Сотрудник полиции Леван Харадзе с особой жестокостью выкручивал большой палец. Он старался раздавить и сломать ногти вдоль на большом пальце, чтобы отодвинуть меня. Им удалось. Харадзе сетовал вслух о том, что я очень сильный, и ему тяжело. После щелчка в моей кисти им удалось расцепить пальцы. Дальше мне пытались завернуть руки за спину, и я не давался, так как это причиняло мне жуткую боль. У меня вывих обоих плеч был в детстве, и до сих пор это является моим слабым местом. Конечно, я размахивал руками, чтобы их отпустили, чтобы избавиться от сильнейшей боли. Я всего лишь пытался спасти свои руки. Сотрудники полиции сразу начали говорить о том, что я старался попасть в пах сотруднику полиции. Мало того, что они причинили мне жуткую боль, они еще и оклеветали меня...».

Другой наблюдатель, Сергей Сенатов, работал на выборах под «прикрытием» - в рамках научного проекта: «4 марта я был наблюдателем от «Справедливой России». Мною управляла еще и работа - в Центре Молодежных исследований мы делали и сделали проект о выборах президента России. Но я никому не говорил, что социолог. Моя задача состояла в том, чтобы посмотреть, кто приходит на выборы, кто работает наблюдателем и в комиссии, приходит на тренинги — узнать эту систему изнутри. По сути же, в итоге я полностью отдался гражданской позиции, 4 марта, как раб на галерах работал во имя демократии. Считаю, получилось неплохо. Наблюдал на 719-м участке, на улице Панфилова 23. Находится не в самом удобном месте, особенно для меня, живущего на Ваське. Приехал на участок в 7.15. Полиция меня пропустила без проблем, хотя я шел с черной сумкой, в которой лежала камера, фотоаппарат и документы с едой. А вдруг бомба? Меня не регистрировали до 8 часов, поэтому я не был допущен к спискам избирателей. Мной были очень недовольны, так как на каждое свое действие я подсовывал бумажки на подпись – уведомление о съемке, требование о выдаче, законы и т.п. Наблюдательницу от Прохорова выгнали, сейчас суд и вроде как она выиграет его. Сидел на сквозняке у выхода, весь день в одежде. Ел из сумки бананы и следил, следил, следил. Меня только на 10 минут пустили посидеть около урны (под камерами) и этим воспользовался мой друг из Москвы – Игорь и посмотрел на меня. День был долгим. Голосовали в основном пенсионеры. Очень мало молодежи, очень мало. Семьи с детьми приходили, но основа – это пенсионеры. Это был их выбор. Других наблюдателей я бы охарактеризовал одним словом – незаинтересованные. Они вели себя спокойно, никаких жалоб и замечаний. Бегал за карусельщиками, но они улизнули на белом мерседесе-маршрутке. Жаль не записал на видео. Зато записал все голосование и можете увидеть, что в протоколе результаты одни (все равно большинство «ЗА» Пу), а на сайте ЦИКа у Зю меньше, чем было в протоколе, а у Пу – больше. Я недоволен этим».

Дмитрий Сотников работал наблюдателем на УИК № 180 Выборгского района Петербурга. «3 марта, я пошел и записался наблюдателем на выборы - благо как раз оказался в родном Петербурге. Выяснилось, что на моем избирательном участке нет (по сведениям ассоциации «Наблюдатели Петербурга») независимых наблюдателей, и мне выдали туда направление от кандидата Прохорова... Наблюдать не сложно. Людей идет не так уж много. Стационарная урна прозрачная, и щель в ней довольно узкая, так что вбросить незаметно пачку бюллетеней трудно», - рассказывает он.

Блогер отмечает, что в течение дня председатель участка начинал нервничать все больше: «Два раза меня, специально или случайно - не могу знать, провоцируют на преступление. Сначала призывают проследить, как какая-то избирательница помогает старенькому дедушке ставить крестик: говорю, что не имею права присутствовать при осуществлении выбора и не иду. Затем какой-то старичок голосует у стола комиссии и с трудом начинает идти к урне, чтобы опустить бюллетень. Один из членов комиссии говорит мне: вы же наблюдатель, помогите избирателю. Я говорю, что, увы, человек тут совсем бесправный и сторонний и не могу. Они помогают старичку сами».

Выгнали молодого человека ближе к моменту окончания голосования: «Вручают нелепое решение избирательной комиссии, что меня предписывается незамедлительно удалить в связи с тем, что я своей записью нарушил тайну голосования (что неправда, так как я не снимал бюллетени, данные избирателей, процесс голосования и пр. - так что ничего не нарушал)».

«Небывалый... всплеск гражданской активности не обошел стороной и меня. А к людям, которые даже не сходили проголосовать (и тем более — слились ради того, чтобы заработать на выборах), я теперь отношусь с некоторым презрением. Мне повезло, что на нашем участке всё было тихо-мирно (т.е. без нарушений). Во многом именно из-за этого первое впечатление оказалось положительным. Если кратко, я еще раз убедился, что хуже, чем профессионалы-провокаторы (т.е. люди, имеющие с этого выгоду) — только сплетники-любители (т.е. те, кто любят поп*еть просто так). А реальные пацаны — те, кто подтверждает свою позицию полезными делами», - делится мнением пользователь ЖЖ scrackan.

Блогер Hornedpanda краток: «Был наблюдателем на выборах в Санкт-Петербурге. Особых нарушений не заметил, в итоговом протоколе, копию которого получил на руки, у Путина 45%. Сегодня на сайте избиркома обнаружил совсем другие цифры. Вопрос о честности выборов для меня был закрыт уже давно, теперь закрыт и вопрос о честности подсчета голосов».

Рассказ девушки — мобильного наблюдателя публикует в блоге ее муж baskervilei: «04.03.2012 я провела на ногах 21 час. Устала ужасно, но если бы ещё кому-нибудь потребовалась помощь, я бы не раздумывая согласилась помочь. Меня поразило равнодушие народа. 3 взрослых мужика сидели и смотрели, как двое ментов вытаскивают за руки девушку наблюдателя. Я к ним подошла с вопросом: «Мужчины, а вам не стыдно??? Вы сидели и смотрели как её вытаскивали с вашего УИКа, а вы так сидели сложа рука. И разве вы после этого мужчины???" Из 3-х сидящих предо мной мужиков, только 1 опустил глаза и ему было стыдно. Остальным было плевать. Я спрашивала у полицейского, который отбирал у меня фотоаппарат, не стыдно ли ему за своё поведение?.. И вчера я была на митинге на Исаакиевской площади. Там ОМОН хватал всех подряд. Это тоже беспредел».

Еще впечатления горожан можно увидеть здесь:
s01101, Кирилл Страхов, zerkalozero, tkachukcha, earane-fenumiel, grivennik.

Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях