Красногвардейский районный суд отказался арестовывать учредительницу ООО «Сянхэ» гражданку Китая Син Чжэнь Ли, в ресторане которой 2 марта прогремел взрыв, - женщина отпущена на подписку о невыезде. Озвученная её адвокатом версия происшедшего сводится к тому, что взрыв мог произойти по вине умершего от полученных травм шеф-повара заведения.
Была занята на переговорах
Это уже вторая обвиняемая в рамках уголовного дела, возбуждённого по факту взрыва, прогремевшего утром 2 марта в помещении ресторана «Харбин», расположенного в доме 2 по Среднеохтинскому проспекту. Дело возбуждено по пункту «в» части 2 статьи 238 УК РФ («выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которые повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека»). На днях было предъявлено обвинение заместителю генерального директора ООО «Сянхэ» Наталье Фёдоровой - но её суд арестовал.
По версии следствия (дело находится в производстве Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу), в ресторане произошёл взрыв бытового газа в результате грубейших нарушений правил пожарной безопасности. 7 работников ресторана в тяжелом и в крайне тяжелом состоянии были госпитализированы в медицинские учреждения города. Шеф-повар ресторана Ван Хайлунь утром 6 марта скончался в больнице.
Адвокат Андрей Березун, представляющий интересы арестованной Син Чжэнь Ли, со ссылкой на свою клиентку рассказал «Фонтанке» об её версии причин произошедшего. По его словам, за день до взрыва, 1 марта, в ресторане сломалась электрическая плита, на которой там готовили блюда. Тогда шеф-повар, как следует со слов адвоката Березуна, по собственной инициативе решил продолжить приготовление пищи на газе. Якобы он направил водителя ресторана на ближайшую автомобильную газозаправочную станцию, где тот заправил газовый баллон. Этот баллон, как следует со слов адвоката, покойный шеф-повар каким-то образом приспособил для приготовления пищи.
При этом адвокат Березун подчеркнул: шеф-повар действовал по собственной инициативе, не спрашивая разрешения у руководства заведения, нарушив требования противопожарной безопасности. Син Чжэнь Ли, по словам адвоката, во время описываемых событий была занята на переговорах, в связи с чем её якобы просто предупредили о том, что произошёл сбой в работе электрической плиты. Она, как рассказал адвокат Березун, просила подождать до 2 марта, обещав вызвать мастера, который починил бы сломанную электроплиту.
Адвокат утверждает: его подзащитная, в принципе, была не в курсе того, что шеф-повар будет использовать газовый баллон, а узнала обо всём уже после взрыва.
Не основное место работы
В принципе, аналогичную версию, только в более сжатом виде, высказал в телефонном разговоре с корреспондентом «Фонтанки» и адвокат Андрей Ермилов, который в рамках данного уголовного дела представляет интересы ранее арестованной судом Натальи Фёдоровой.
Андрей Ермилов подчеркнул: его подзащитная виновной себя не признаёт. Происшедшее он назвал случайностью, а не закономерностью, связанной с постоянным неправильным использованием оборудования.
- Наталья Федорова ведь должна была контролировать действия шеф-повара, - предположил корреспондент «Фонтанки».
- Контролировать и стоять рядом — это немножко разные позиции, наверное, - парировал адвокат Ермилов.
Обоим адвокатам мы задали один и тот же вопрос: «Не получается ли, что ваши клиентки сваливают вину на покойного, который не может защитить себя?»
Адвокат Андрей Березун ответил на это, что озвученную им версию Син Чжэнь Ли высказала до того, как умер шеф-повар. Адвокат Андрей Ермилов ответил более обтекаемо:
"Она защищается, всё должно быть поставлено на свои места, а этот ресторан — её не основное место работы".
Назвать основное место работы Натальи Фёдоровой адвокат Ермилов отказался.
Как газовый баллон подключить к электроплите?
Все рассказанное адвокатами вызывает ряд вопросов. Трудно предположить, чтобы кто-то подключил газовый баллон к электрической плите. Видимо, в ресторане имелась другая плита, работающая на газе. Ни один из адвокатов в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» про эту плиту не упомянул, в связи с чем возникает естественный вопрос: как именно предполагалось готовить пищу с помощью газового баллона?
Если в ресторане имелось для этого соответствующее оборудование, то Син Чжэнь Ли и Наталье Фёдоровой будет очень трудно доказать, что они не предполагали возможности использования газа в случае поломки электрической плиты. Особенно Наталье Фёдоровой, которая, судя по всему, должна была лично контролировать работу персонала заведения. Или из-за занятости на основном месте работы у неё не хватило времени должным образом следить за персоналом «Харбина»?
Более того, если выяснится, что в ресторане имелось резервное газовое оборудование, то неприятные вопросы возникнут в связи с его установкой. Установку любого газового оборудования должна производить только лицензированная организация, и такое оборудование должно находиться на специальном учёте.
Или в «Харбине» имелось нелегальное газовое оборудование? Тогда перспективы уголовного дела для Натальи Федоровой и Син Чжэнь Ли могут оказаться печальными. Инкриминируемая им статья Уголовного кодекса предусматривает наказание вплоть до 6 лет лишения свободы.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»