Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Путешествуем вглубь России с «Эрартой»: Пермь (фото)

Путешествуем вглубь России с «Эрартой»: Пермь (фото)

760

"Эрарта", самый либеральный музей современного искусства в Петербурге, открыла очередную выставку в рамках проекта «Россия в Эрарте». На этот раз из Перми: «(Без)условная реальность. Новое искусство Перми». Город Пермь известен любителям современного искусства, главным образом, благодаря музею современного искусства Permm, проекту Марата Гельмана в бывшем здании вокзала, - единственному в своем роде за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Нынешняя выставка в Эрарте не имеет к проекту Permm никакого отношения. На ней представлены 14 художников разных поколений, школ и взглядов, с разными заслугами и разным уровнем мастерства. И даже местный колорит в их картинах совершенно разный: от перенасыщенных цветом жанровых сцен до холодных зимних пейзажей, уводящих взгляд в пустоту. Выставку для Эрарты подготовили пермский фонд «Новая коллекция», работающий в городе с 2004 года, и куратор Анна Суворова.

Название выставки отражает не столько смысл содержания представленных на ней работ, сколько принцип отбора художников. Устроители решили пренебречь такими условностями, как звания, институции, дипломы и направления в искусстве. В экспозиции – работы и ректора местного филиала Академии художеств, и студента, отчисленного этим самым ректором с первого курса, и просто врача, решившего заняться живописью.

Главное достоинство выставки «(Без)условная реальность. Новое искусство Перми» состоит в том, что она уместилась в четырех залах на двух этажах Эрарты. Ее можно медленно обойти минут за двадцать, а, выходя, еще и вспомнить, что именно ты там увидел – это редкость для сборных выставок, тем более представляющих искусство целого города. Словосочетание «краткость – сестра таланта» к музейным кураторам относится не меньше, чем к мастерам слова, и в этом смысле Анна Суворова заслуживает всяческих похвал. Для того, чтобы отобрать из сотен художников четырнадцать, а из всех их работ – несколько десятков, нужно иметь не только ясное видение проекта, но еще и мужество.

На четвертом этаже Эрарты зрителя встречает примерно то, что мы и ожидаем от живописи провинции с умеренно-континентальным климатом: яркие стилизованные портреты и жанровые сцены. Все они, по большей части, относятся в 1980-м годам и написаны двумя пермскими примитивными художниками – Верой Бартовой (1948-2000) и Рудольфом Тюриным (1939-2008). В этом же зале выставлены объекты самого, наверное, известного мастера из представленных в Эрарте – скульптора Мансура Закирова (1968-2008). Художник-реалист, он, потеряв в 1995-м году зрение, освоил резьбу по дереву, и стал делать «раскрашенные заборы» – барельефные композиции из гротескных фигурок людей: от женщины в розовом платье с сигаретой в зубах и бутылкой в руках, до библейских персонажей, впрочем, не более привлекательных.

В следующем помещении справа – современный уже проект Антона Семакина «Кладбище неизвестных персонажей». «Известно, что зачастую художник пишет не портрет, но образ, составленный из многих лиц – типаж, стилизованный, условный, архетипический. Не имея реального прототипа или являясь изображением прототипа не установленного, безвестного – и, вместе с тем, узнаваемые всеми по воле (или вине) художника – эти симулякры лишены надежды на вечное упокоение, ибо безымянны и немы», - пишет Семакин в аннотации к проекту и исправляет несправедливость с помощью фотошопа.

Концепция концепцией, а все-таки собака на фоне полуразрушенного сталинского здания посреди бесконечных снегов (картина из серии «В мире прекрасного»), висящая на соседней стене, куда обаятельнее. Ее автор – Глеб Шарафиев, самый молодой из представленных здесь художников – тот самый упомянутый уже врач, решивший заняться живописью.

Пятый этаж встречает нас футуристической скульптурой Алексея Залазаева: не опознаваемым объектом названным «Запах французских духов 2», «Кентаврицей 2», «Бионической структурой с двумя производными». Рядом с ними инсталляция Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной «В поисках утраченной Пармы», с помощью сдвоенных бутылок и выдуманных планов-схем рассказывающая о непростых географии и истории региона. Другой проект этих же художников, «Экспедиция», несколько лет назад выставлялся в Русском музее.

На самом деле, всю выставку можно условно разделить на две части. Одна отобрана все-таки по представительному принципу - то есть, с целью показать разные поколения, школы, концепции. Вторая, судя по всему, – личный выбор куратора. Это как раз довольно большого формата холсты – незамысловатые морские виды Максима Каеткина (серия «Внутреннее море»), фотографически яркие гиперреалистические городские виды Ивана Лукиных, проходящий по заброшенным местам поезд Александра Грекова.

И если выставка и заслуживает внимания, то, в первую очередь, благодаря именно этой наивной, непосредственной живописи, лишенной претензии на актуальность.

«Эрарта» в очередной раз предлагает нам смотреть на живопись не как на искусство с большой буквы «И», а как на некий срез того, чем в определенное время и на определенной территории, в данном случае, в Перми, занимаются люди, называющие себя художниками. Примитивный художник, не заработавший известности, оказывается здесь гораздо более занимательным, чем те заслуженные, известные, музейные, чьи работы хранятся в Третьяковке или выставляются в Русском музее.

Дело в том, что он, этот невеликий художник, не имея грандиозных амбиций, и зрителю тоже позволяет расслабиться и без угрызений совести воспринимать все увиденное на уровне простого детского «нравится – не нравится» или «красиво – некрасиво» и не задаваться вечным школьным вопросом «что хотел сказать автор?». «Эрарта», музей в высшей степени демократичный, похоже, к такому восприятию и подталкивает своих гостей. А за возвышенным, актуальным и великим лучше отправиться в какое-то другое место.

Мария Элькина, «Фонтанка.ру»
Фото автора

Рудольф Тюрин. Влюбленные. 1980-е
Рудольф Тюрин. Вечерняя серенада. 1982
Мансур Закиров. Синекура. 2003
Антон Семакин. Кладбище неизвестных персонажей. 2011
Глеб Шарафиев. Из серии «В мире прекрасного». 2011
Алексей Залазаев. Запах французских духов 2. 2009
Алексей Залазаев. Бионическая конструкция с двумя производными. 2011
Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина. Фрагмент инсталляции «В поисках затерянной Пармы». 2011
Иван Лукиных. Колизей. 2010
Александр Греков. Покинутое. 2010
Максим Каеткин. До свидания. 2011
1 из 11
Рудольф Тюрин. Влюбленные. 1980-е

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях