Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Директор Савонлиннского фестиваля: "Вовлечь в создание оперы зрителей"

Директор Савонлиннского фестиваля: "Вовлечь в создание оперы зрителей"

100

Савонлиннский оперный фестиваль, одно из самых культовых событий летней культурной жизни Финляндии, отмечает в нынешнем году столетний юбилей — с необычным новшеством. В преддверии юбилея в Михайловском театре Санкт-Петербурга пройдет концерт. О юбилейном сезоне "Фонтанке.fi" рассказал директор Оперного фестиваля в Савонлинне Ян Хултин.

Фото предоставлено пресс-службой Михайловского театра

- Господин Хултин, какую музыку предпочитает современная публика?

- Поп-музыку (смеется). Если говорить о классике, то, конечно, есть какой-то набор того, что можно назвать хитами. Самое сложное — это привлечь внимание к новым операм.

В этом году мы придумали проект, дающий возможность любому человеку поучаствовать в создании оперы, — Opera by you - опера, написанная в Интернете участниками интернет-сообщества, в создании либретто приняли участие около 400 человек. (Итогом станет оперный спектакль «Свободная воля» (Free Will). В состав постановочной группы, руководящей работой интернет-сообщества Opera by you, вошли либреттист Иида Хямеен-Анттила, композитор Маркус Фагерудд, сценограф и художник по свету Самули Лайне, художник по костюмам Эсси Пало, режиссер Ере Эрккиля, продюсер Юкка Похьолайнен и проект-менеджер Пяйви Салми. - Фонтанка.fi) Проект очень успешный, в нем участвовали люди из 35 стран, либретто писали несколько сотен человек, потом писали музыку (в этом участвовали более десяти человек). Кроме того, в ходе репетиций авторы оперы смогут поделиться с режиссером и дирижером своими идеями... То есть мы попробовали вовлечь публику и посмотреть, чего можно достичь, если зрители участвуют в создании оперного спектакля. Лучше или хуже получится? Чему можно научиться? Главное — это то, как люди научились общаться при создании этого проекта.

- Как вы выбираете композиторов и исполнителей для фестиваля?

- Конечно же, мы стараемся приглашать финских композиторов. Суоми — маленькая страна, и мы стараемся поддерживать национальную культуру. В этом году пройдет премьера оперы финского композитора Киммо Хаколы, La Fenizia (действие происходит в Италии).

У фестиваля есть художественный руководитель, его основная задача в том, чтобы путешествовать по всему миру и самостоятельно отбирать исполнителей. Раньше большинство артистов были финнами, сейчас их около половины. Это большая работа - найти правильного исполнителя с подходящим голосом, особенно когда речь идет о второстепенных ролях. Но мне кажется, это — единственный путь для того, чтобы создать оперу высокого класса. На главные роли мы, конечно, приглашаем звезд.

- Сложно ли петь в помещении, не предназначенном для концертов?

- В замке Олавинлинна, где проходит фестиваль, очень хорошая акустика, исполнителям нравится там работать. Правда, иногда слышен шум — если на улице дождь или шторм. Иногда слышно, как летают птицы.

- Русская публика отличается от других?

- В России есть театральная культура. В Петербурге, кажется, почти все жители когда-либо побывали на оперном спектакле или на балете. В Петербурге хорошо знают репертуар.

Финны по сравнению с петербуржцами немного стесняются: например, в Суоми аплодируют, как правило, только после спектакля. Но при этом в Петербурге очень уважают исполнителей, нет постороннего шума в зале, здесь никогда не будут говорить по телефону или общаться с соседом во время спектакля...

- Как вы относитесь к современным постановкам и к современным спектаклям?

- Нужно соблюдать разумные соотношения между классическими постановками и новыми произведениями. Очень важно дать дорогу современным композиторам.

Поэтому к юбилейному фестивалю у нас специальная программа: будут, как я уже сказал, две мировые премьеры и, конечно, традиционные. Среди наиболее популярных спектаклей, в первую очередь, «Аида» Верди. У нас будут гастролировать мастера из Норвегии.
При этом помимо оперного фестиваля мы проведем еще и уличный фестиваль возле крепости — аналог Эдинбургского. Он пройдет одновременно с оперным фестивалем.

Справка:

Фестиваль оперного искусства проводится в крепости Олавинлинна с 1912 года. Именно тогда финская оперная певица, сопрано Айно Акте, получившая известность в Парижской опере, лондонском Ковент-Гардене и нью-йоркском Метрополитен-опера, организовала первый оперный фестиваль. На фестивалях в течение многих летних периодов до и после Первой мировой войны исполнялись оперы финских композиторов.
Затем традиция была забыта почти на 40 лет, пока ее не возродили в 1967 году. Возобновление фестиваля связано с курсами оперного искусства, которые были организованы в рамках музыкального праздника Savonlinnan Musiikkipäivät.
Местом для выступлений на оперном фестивале Савонлинна служит средневековый двор крепости Олавинлинна.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях