Савонлиннский оперный фестиваль, одно из самых культовых событий летней культурной жизни Финляндии, отмечает в нынешнем году столетний юбилей — с необычным новшеством. В преддверии юбилея в Михайловском театре Санкт-Петербурга пройдет концерт. О юбилейном сезоне "Фонтанке.fi" рассказал директор Оперного фестиваля в Савонлинне Ян Хултин.
- Господин Хултин, какую музыку предпочитает современная публика?
- Поп-музыку (смеется). Если говорить о классике, то, конечно, есть какой-то набор того, что можно назвать хитами. Самое сложное — это привлечь внимание к новым операм.
В этом году мы придумали проект, дающий возможность любому человеку поучаствовать в создании оперы, — Opera by you - опера, написанная в Интернете участниками интернет-сообщества, в создании либретто приняли участие около 400 человек. (Итогом станет оперный спектакль «Свободная воля» (Free Will). В состав постановочной группы, руководящей работой интернет-сообщества Opera by you, вошли либреттист Иида Хямеен-Анттила, композитор Маркус Фагерудд, сценограф и художник по свету Самули Лайне, художник по костюмам Эсси Пало, режиссер Ере Эрккиля, продюсер Юкка Похьолайнен и проект-менеджер Пяйви Салми. - Фонтанка.fi) Проект очень успешный, в нем участвовали люди из 35 стран, либретто писали несколько сотен человек, потом писали музыку (в этом участвовали более десяти человек). Кроме того, в ходе репетиций авторы оперы смогут поделиться с режиссером и дирижером своими идеями... То есть мы попробовали вовлечь публику и посмотреть, чего можно достичь, если зрители участвуют в создании оперного спектакля. Лучше или хуже получится? Чему можно научиться? Главное — это то, как люди научились общаться при создании этого проекта.
- Как вы выбираете композиторов и исполнителей для фестиваля?
- Конечно же, мы стараемся приглашать финских композиторов. Суоми — маленькая страна, и мы стараемся поддерживать национальную культуру. В этом году пройдет премьера оперы финского композитора Киммо Хаколы, La Fenizia (действие происходит в Италии).
У фестиваля есть художественный руководитель, его основная задача в том, чтобы путешествовать по всему миру и самостоятельно отбирать исполнителей. Раньше большинство артистов были финнами, сейчас их около половины. Это большая работа - найти правильного исполнителя с подходящим голосом, особенно когда речь идет о второстепенных ролях. Но мне кажется, это — единственный путь для того, чтобы создать оперу высокого класса. На главные роли мы, конечно, приглашаем звезд.
- Сложно ли петь в помещении, не предназначенном для концертов?
- В замке Олавинлинна, где проходит фестиваль, очень хорошая акустика, исполнителям нравится там работать. Правда, иногда слышен шум — если на улице дождь или шторм. Иногда слышно, как летают птицы.
- Русская публика отличается от других?
- В России есть театральная культура. В Петербурге, кажется, почти все жители когда-либо побывали на оперном спектакле или на балете. В Петербурге хорошо знают репертуар.
Финны по сравнению с петербуржцами немного стесняются: например, в Суоми аплодируют, как правило, только после спектакля. Но при этом в Петербурге очень уважают исполнителей, нет постороннего шума в зале, здесь никогда не будут говорить по телефону или общаться с соседом во время спектакля...
- Как вы относитесь к современным постановкам и к современным спектаклям?
- Нужно соблюдать разумные соотношения между классическими постановками и новыми произведениями. Очень важно дать дорогу современным композиторам.
Поэтому к юбилейному фестивалю у нас специальная программа: будут, как я уже сказал, две мировые премьеры и, конечно, традиционные. Среди наиболее популярных спектаклей, в первую очередь, «Аида» Верди. У нас будут гастролировать мастера из Норвегии.
При этом помимо оперного фестиваля мы проведем еще и уличный фестиваль возле крепости — аналог Эдинбургского. Он пройдет одновременно с оперным фестивалем.
Справка:
Фестиваль оперного искусства проводится в крепости Олавинлинна с 1912 года. Именно тогда финская оперная певица, сопрано Айно Акте, получившая известность в Парижской опере, лондонском Ковент-Гардене и нью-йоркском Метрополитен-опера, организовала первый оперный фестиваль. На фестивалях в течение многих летних периодов до и после Первой мировой войны исполнялись оперы финских композиторов.
Затем традиция была забыта почти на 40 лет, пока ее не возродили в 1967 году. Возобновление фестиваля связано с курсами оперного искусства, которые были организованы в рамках музыкального праздника Savonlinnan Musiikkipäivät.
Местом для выступлений на оперном фестивале Савонлинна служит средневековый двор крепости Олавинлинна.