Министр Нургалиев еще в сентябре 2011-го подумал и решил: все офицеры в полиции должны иметь высшее юридическое образование. До петербургских подразделений соответствующий приказ дошел лишь к 16 февраля 2012-го. На местах подсчитали и поняли, что как минимум 40% действующего состава не подпадает под это требование. Среди полицейских зреют революционные настроения.
Идею о том, что все офицеры полиции должны иметь высшее юридическое образование, Рашид Нургалиев высказал еще в сентябре 2011-го. «Мы должны понимать, что мы стоим на охране права, поэтому мы должны строго соблюдать нормы закона, а закон не терпит вольнодумства и двусмысленности – должно быть четкое исполнение соответствующих норм», - заявил министр внутренних дел. Тогда речь шла о неких мифических курсах, которые должны быть подготовлены Академией управления МДВ России. Сертификаты, полученные после их окончания, и должны были послужить «корочкой» о необходимом образовании.
Спустя 5 месяцев приказ пришел «на места» (по стечению обстоятельств в некоторых вузах именно сейчас начинается прием заявлений на программы подготовки второго высшего образования). И вверг сотрудников петербургской полиции в состояние задумчивости. Это мягко говоря. Отчасти ситуацию можно назвать предреволюционной.
Итак, офицеры МВД должны иметь высшее юридическое образование. Под действие приказа однозначно не подпадут (у одних корочка есть, другим просто не нужна) сержанты, следователи-дознаватели, высшее руководство и хозяйственные службы. По весьма приблизительным прикидкам, сделанным сотрудниками отделов кадров подразделений петербургской полиции, примерно 40 % личного состава (в первую очередь, это участковые, сотрудники дежурных частей и оперативники) должны срочно «стать образованными».
Если этого не будет сделано, увольнять вряд ли начнут: сотрудники полиции уже приняты на службу после прохождения переаттестации. Но без проблем не обойдется: те, кто не имеет высшего юридического, не смогут подниматься по службе и переводиться из подразделения в подразделение. Более того, тех, кто был переведен до 1 января, сейчас могут вернуть на прежние должности.
«Чуть истории: в 1985-м по СССР был брошен клич — в милицию брать всех, у кого есть высшее образование. Это было вызвано низким уровнем грамотности у большинства офицеров. В тот же год, кстати, в уголовный розыск пришли молодые инженеры Сергей Антипов (бывший глава Колпино), Владимир Омельницкий (глава Василеостровского района), Юрий Осипов (бывший глава Приморского района), депутат областного ЗакСа Андрей Лебедев, да и я сам. На курсах переподготовки стояли в серых шинелях от дирижера до филолога. Очевидно, пришло время тотальной юриспруденции. И это правильно. Ну как участковый разберется в скандале без знаний трудов Тойнби и законов царя Хамурапи? Хочется без обиняков сказать: мудро, Рашид Гумарович», - заявил заместитель генерального директора АЖУР Евгений Вышенков.
Опрошенные нами сотрудники полиции разных подразделений высказали свои тезисы в отношении нового приказа:
- Если, например, у работающего в Выборге сотрудника изменится семейное положение, и он должен будет жить в Колпино, перевестись он не сможет.
- Когда все бросятся учиться, то оставшиеся правоведы должны будут отдуваться за остальных.
- У нас участковый есть — отличный парень — Лесгафта закончил, но теперь ему карьера заказана. Так надо его на выпускника юрфака СПбГУ поменять — пущай послужит.
- Теперь будет все по праву — начальниками станут дипломированные, а не лучшие.
У меня в отделе 4 опера и все без юридического образования.
Вопрос в любом случае придется решать. Вариантов много. Дорого, но быстро: экстернат Северо-Западной академии государственной службы. Цена вопроса — 220 000 рублей. Вступительное испытание — тест из 50 вопросов.
Дешевле, но в течение 3 — 3,5 лет (зато фактически без конкурса):
Северо-Западная академия госслужбы. После сдачи теста можно поступить на программы второго высшего. Вечернее отделение (набор 50 человек) обойдется в 70 тысяч рублей, заочное (50 мест) — 63 тысячи рублей.
СПбГУ. Обучение на втором высшем обойдется в 140 тысяч рублей (за год). Правда, экзамен сдавать все равно придется — обществознание (письменно).
В ФИНЭК в качестве экзамена на второе высшее сдается обществознание. Обучение на очном отделении обойдется в 73 тысячи за семестр, очно-заочном (вечернем) — 53 тысячи рублей.
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (филиал в Петербурге). Прием по собеседованию. Оплата — 65 тысяч за семестр.
Юридический институт Петербургского университета сервиса и экономики: 39 тысяч за семестр. В качестве экзаменов предполагаются тесты.
РГПУ имени Герцена. Второе высшее — недорого. Обучение на вечернем отделении юрфака — 32 250 (за семестр), заочном — 31 350 (за семестр). Экзамен — обществознание (письменно).
Петербургская юридическая академия. 2 высшее — 20 тысяч рублей за семестр. Экзамен — основы конституционного права Российской Федерации (собеседование). Магистратура — 40 тысяч рублей (семестр). Придется сдавать собеседование по предмету «теория государства и права».
В ИНЖЭКОНе в качестве экзамена принимается тестирование по обществознанию. Стоит обучение 32 тысячи за семестр.
Бесплатно получить высшее юридическое образование (даже имея на руках «корочку» с другой специальностью) тоже возможно. В первую очередь, в Университете МВД. Для этого нужно быть действующим сотрудником полиции. Сколько человек получат возможность поучиться в этом году, еще неизвестно — разнарядка из министерства пока не пришла. Однако по схеме главк — подразделения — кандидаты — лучшие на экзаменах по истории России и основам государства и права некоторое количество человек все же сможет пройти переподготовку.
Магистратура. Абсолютно бесплатно. Поступать имеют право и специалисты (причем фактически вне зависимости от того, какая специальность была получена изначально). Срок обучения короче, чем на втором высшем — всего два года. Главный минус состоит в серьезных экзаменах и довольно высоких конкурсах. Например, в РГПУ имени Герцена за одно место в магистратуре юрфака боролись 4,4 человека. В СПбГУ работает около 10 программ по подготовке магистрантов — юристов. На каждую принимается по 6 человек по результатам письменного экзамена по обществознанию. Конкурсы здесь разнятся: от самого большого (103 заявления было подано на программу «предпринимательское право, коммерческое право») до относительно невысокого (34 заявления на «уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-разыскной деятельности»).
P.S.: в отличие от Рашида Нургалиева, другой министр (образования и науки Андрей Фурсенко) считает (и не устает об этом говорить), что юристов российские вузы готовят слишком много. Отсюда — сокращение бюджетных мест (в лучшем случае, в худшем - закрытие программ) и закручивание гаек для непрофильных высших учебных заведений. Теперь же, судя по всему, конкурсы будут созданы даже на платные отделения соответствующих факультетов. Причем не только в Петербурге, но и по всей стране.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру