Суд потребовал, чтобы Смольный навел порядок в Межрайонном наркологическом диспансере № 1 – одном из крупнейших медицинских учреждений Санкт-Петербурга, проводящем медицинское освидетельствование водителей на состояние алкогольного или наркотического опьянения. Поводом стали многочисленные факты фальсификации заключений: врачи-наркологи «делали» пьяных трезвыми, а ведущие здоровый образ жизни признавались наркоманами.
Таблица Менделеева в одной пробирке
Осенью минувшего года врач-нарколог-психиатр диспансера Елизавета Смирнова проводила освидетельствование участников произошедшего на КАДе дорожно-транспортного происшествия. В отправленных в лабораторию анализах мочи обнаружились каннабиноиды – вещества, являющиеся, в том числе, ингредиентами конопли, гашиша и марихуаны. На основании такого заключения экспертизы против водителей были возбуждены административные дела, грозящие им лишением прав на срок до двух лет.
Сами участники событий отрицали употребление наркотиков и сдали анализы для проведения независимой экспертизы. Ведь, в отличие от алкоголя, который выветривается достаточно быстро, следы употребления многих наркотиков сохраняются в биоматериале (в том числе в волосах и ногтях) от 20 до 72 суток. Повторная экспертиза никаких запрещенных препаратов или следов их употребления не обнаружила.
Рассматривая дело одного из водителей (Романа Н.), суд пришел к выводу о недостоверности проведенного в МНД № 1 освидетельствования. Причем в защиту подозреваемых в употреблении наркотиков пациентов выступил заместитель главного врача самого диспансера Олег Дадашев. В свидетельских показаниях он заявил о якобы имевшем место факте вымогательства врачом Смирновой денег у одного из водителей. «Он отказался. В таких случаях врач может взять мочу наркомана и добавить ее в мочу гражданина, который проходит освидетельствование», – констатировал г-н Дадашев.
Многочисленные нарушения при освидетельствовании водителей врачом Смирновой подтвердила и специальная экспертная (конфликтная) комиссия при комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга. В частности, медики пояснили, что в группу каннабиноидов входит более 70 веществ, и только некоторые из них обладают психотропным действием. Что именно якобы обнаружилось в моче обследуемых, в протоколе не отмечалось.
На основании собранных фактов мировой судья участка № 195 не только прекратил дело против фактически оклеветанного автомобилиста, но и вынес частное определение в адрес председателя комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, указав на незаконные действия врача Елизаветы Смирновой: «Допущение подобных фактов впредь и ненадлежащее отношение врача к исполнению возложенных на него обязанностей может повлечь различные негативные последствия, как для медицинского учреждения, так и для государства в целом, такие как предъявление исков о возмещении морального вреда, защите чести и достоинства, возмещении убытков и тому подобное», – констатировала судья Надежда Ковтун.
Грехи наши тяжкие
Это не первый скандал, связанный с врачом Смирновой: по версии следствия, в 2009 году она за шесть тысяч рублей подписала протокол о «трезвости» нетрезвого водителя. Возбужденное по факту получения взятки уголовное дело было передано в Приморский районный суд, но приговор пока не вынесен (очередное заседание должно состояться 16 февраля).
Позицию Елизаветы Смирновой отстаивает заведующий экспертным отделением МНД №1 Мурат Муталимов. По его мнению, врач никак не могла подмешать анализы, так как пробирка опечатывается в присутствии обследуемого и подписывается им. «Если водитель не заплатил, какой смысл «делать» его наркоманом? А суд, делая выводы о недостоверности исследования, не вызвал ни проводящего освидетельствование врача, ни сотрудника лаборатории, который принимал анализы на экспертизу», – убежден Мурат Муталимов.
Противоположной точки зрения придерживается главный врач МДН № 1 Павел Сурмиевич (полковник милиции, ранее возглавлял медицинское управление ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на должность главврача назначен в 2009 году), который рассказал журналисту «Фонтанки» о четырех фактах недобросовестной работы врача Смирновой, подтвержденных городской комиссией: «С ее выводами, как и c определением суда, я полностью согласен. А сегодня (14 февраля. – ред.) мне сообщили о новом инциденте, и опять с участием Смирновой». В то же время уволить нерадивого медика главврач не может: «Этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы, все материалы мы уже направили в прокуратуру». Смирнова, как мать-одиночка с двухлетним ребенком, защищена и трудовым законодательством.
Спасение утопающих...
Подобные конфликты внутри диспансера ставят под сомнение используемые судом заключения о состоянии обследуемых водителей: «К сожалению, в нашем МНД уже многие годы творится бардак, – убежден Александр Холодов, член координационного совета МООА «Свобода выбора». – Уголовные дела, отсутствие необходимых лицензий, купленные дипломы – это все можно легко найти у питерских наркологов. Но им судьи верят, на основании их заключений водителей признают виновными. А с нынешней системой освидетельствования, когда любые, даже минимальные цифры на алкотестере делают водителя пьяным, когда врач не должен показывать водителю даже показания прибора, когда даже ноль на повторном освидетельствовании ничего не значит, водителям остается надеяться лишь на клятву Гиппократа».
Однако, по мнению юристов, сами по себе факты коррупции не свидетельствуют о недостоверности заключений экспертов: «То, что врач один или несколько раз вымогал взятку и фальсифицировал протокол, для суда не означает, что он это сделал и в новом случае, – полагает вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко. – Поэтому в этой ситуации спасение утопающего – «поймать второй круг»: пройти повторную экспертизу. Освидетельствовать на состояние опьянения вправе много клиник (Александровская больница и другие). Только в этом случае, с учетом всех фактов (в том числе частного определения, возбужденных уголовных дел и пр.), суд вправе усомниться в достоверности первого освидетельствования».
Павел Сурмиевич признает ситуацию ненормальной и рассказывает о принимаемых им антикоррупционных мерах. В частности, по его словам, вход посторонних в помещения, где принимаются анализы, теперь ограничен, планируется закупить специальные емкости («колокольчики»), которые запечатываются специальной лентой, исключающей вскрытие, и т.д. «Если из трезвых людей делают наркоманов – это беспредел. С этим надо бороться, причем на всех уровнях», – убежден главврач.
Напомним, что за I полугодие 2011 года мировыми судами Санкт-Петербурга было рассмотрено почти 5 тысяч дел в отношении водителей, уличенных в управлении автомобилем в состоянии опьянения. Доказать свою невиновность удалось только в 201 (4 процентах) случае. 3,7 тысячи автомобилистов были лишены прав, еще 367 – подвергнуты административному аресту. При этом заключение медиков практически всегда рассматривалось как неопровержимое доказательство виновности, любые ссылки участников дел и их адвокатов на нарушения процедуры освидетельствования в большинстве случаев служители Фемиды отклоняли.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"