Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Вспомни о смерти и улыбнись

Вспомни о смерти и улыбнись

561

В Северной столице в третий раз отгремела ежегодная молодежная премия «Прорыв». Определились лучшие молодые режиссеры, актеры, художники и менеджеры театрального Петербурга. Едким черным юмором изумила публику церемония награждения, которую организаторы вписали в контекст траурной даты – 175-летия со дня трагической гибели А.С.Пушкина. И оплакивать есть что: все негосударственные театры (а большинство номинантов и лауреатов «Прорыва» работают именно в них) оказались без средств к существованию.

Такой торжественную церемонию театральный Петербург еще не видел. Абсолютно черная коробка сцены театра Эстрады с единственным красным пятном – гербом Санкт-Петербурга (среди учредителей премии – городской комитет по культуре). Над ним, на возвышении – тело в темных брюках и белой рубахе. Странная, неспешная музыка, ведущий Константин Богомолов – тоже в белой рубахе - с ироничной скорбью в голосе. Этому известному режиссеру, провокатору двух столиц, и принадлежит необычная постановка церемонии.

Ведущий напомнил публике, что премия «Прорыв» позволяет оценить тех, кому еще нет 36 лет. А 36 - цифра, как известно, «знаковая для русской культуры». В этом возрасте погиб Александр Пушкин. Поэтому молодые «должны задуматься о том, как коротка жизнь, и не расточать ее понапрасну». Ведь творческая гибель может настигнуть в любой момент. «Пушкин» на возвышении впервые «перевернулся в гробу» - что он будет делать в процессе всей часовой церемонии. Голосом поэта на этот вечер стала актриса Роза Хайруллина (эту выдающуюся российскую актрису Петербург узнал после блестящего исполнения ею заглавной роли в постановке Богомолова «Лир» в театре «Приют комедианта»). И, как выяснилось, очень многие строки Пушкина ныне не нуждаются ни в каких «капустных» обработках. Текст «…Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена», - был встречен аплодисментами.

- У многих народов древности существовал странный обычай - они убивали и съедали своих стариков. Сегодня этот дикий ритуал ушел из нашей жизни, ибо почитание старших – важный показатель высокой культуры общества, - подвел Богомолов к вручению первой награды - во внеконкурсной номинации «За поддержку молодых талантов».

Эту почетную награду получил Семен Спивак. Художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке награждал Борис Илларионов, заместитель председателя комитета по культуре, кандидат искусствоведения. Выйдя на сцену, мужчины с удовольствием включились в ироничную тональность церемонии.

- Друзья, поддавшись обаянию сегодняшнего вечера, я хочу сказать, что испытываю глубокую скорбь в связи с получением этой премии! – рассмешил зал Семен Яковлевич. Спивак скорбел по поводу того, что стены Театральной академии навсегда и без попытки вернуться покинули его замечательные ученики.

Вместо вставных номеров, которыми обычно на церемониях заполняют время между награждениями, здесь слова ведущего дополняли стихотворения Александра Пушкина, которые в контексте современного Петербурга неожиданно приобрели новое, особенное звучание. «В Академии наук/ Заседает князь Дундук/ Говорят, не подобает/ Дундуку такая честь;/ Почему ж он заседает?/ Потому что жопа есть», – читала классические отрывки актриса Роза Хайруллина. Этим, «ни на что не намекающим» стихотворением ведущие, оказывается, всего лишь хотели показать, как в нескольких словах можно блеснуть талантом. И наградить «Лучшего исполнителя роли второго плана в драматическом театре». Им – как сообщил публике Роман Должанский (художественный руководитель фестиваля «NET – Новый европейский театр, фестиваля «Территория» и московского Театра наций) оказался Евгений Шумейко, «прорвавшийся» ролью Васеньки в «Старшем сыне» (по пьесе Вампилова в театре «Мастерская» под руководством Григория Козлова).

Достойных претендентов на эту награду оказалось так много, что жюри учредило специальный приз, чтобы отметить еще одну молодую актрису, ярко исполнившую роль второго плана.

- Работа жюри становится все мучительнее и трагичнее, все труднее выбирать и страшно кого-то достойного не отметить, - поддержала «трагическое» настроение соучредитель и член жюри премии Жанна Зарецкая, облаченная во все черное.

Спецприз достался Марии Зиминой за роль Хоревта в спектакле «Цари» Александринского театра. Вообще Александринский театр в этом году, как и в прошлом, поставил наибольшее количество номинантов, что, безусловно, свидетельствует о грамотной политике художественного руководителя театра Валерия Фокина. Кстати, также в Александринский театр ушла награда «Лучшего молодого художника». Им названа Мария Трегубова за сценографию к спектаклю самого Фокина «Ваш Гоголь». Отрадно, что вышедшая объявить этого номинанта профессор кафедры истории театра России Российской академии театрального искусства (Москва), член жюри «Прорыва» Анна Степанова заявила со сцены, что в столице нет столько молодых артистов, чтобы составить Петербургу достойную конкуренцию.

А вот лучший молодой актер года, как оказалось, играет в Театре на Литейном: профессиональное жюри во главе с главным редактором журнала «Театр» Мариной Давыдовой покорила его роль Ромео в постановке Галины Ждановой. Получив премию, Илья не скрывал своего счастья – кричал от счастья прямо на сцене при абсолютной поддержке зала. Вообще, надо заметить, что молодые на этом празднике чувствовали себя хозяевами – сидели в первых рядах, дружно поддерживали своих фаворитов, свои эмоции на сцене выражали искренне и свободно.

Удивительно, но больше половины самых ярких молодых театральных дарований в Петербурге трудятся в негосударственных театрах, которые сегодня лишены какой-либо государственной поддержки. Так, обойдя многочисленных конкуренток, лучшей молодой актрисой стала Алена Митюшкина, исполнительница роли Наташи Баниной в спектакле «Наташины мечты» в многострадальном «Этюд-театре». К слову, туда же и ушел спецприз Экспертного совета - за спектакль «Адин».

Второй год подряд лучшим молодым режиссером Петербурга стал Дмитрий Вострелков - за постановку спектакля «Запертая дверь». Дмитрий с командой артистов-единомышленников создал собственную театральную структуру – театр Post. В театр «Мастерская», помимо премии Евгения Шумейко за «лучшего исполнителя роли второго плана», ушла награда и лучшему молодому менеджеру. Им стал Михаил Барсегов, директор «Мастерской», который рассказал корреспонденту «Фонтанки», что какая-либо поддержка города обещана ему только к лету (а между тем этот театр в прошлом году был официально открыт комитетом по культуре).

Нельзя сказать, что деньги для молодых артистов не главное, но быть замеченными, по достоинству оцененными не менее важно. Тут невозможно переоценить работу экспертного совета, который в поисках самых талантливых молодых ребят отсмотрел больше пятидесяти спектаклей Северной столицы.

- Не ожидала, честное слово! Я ведь только закончила институт, а вокруг столько актрис, и все так давно в театрах! – сказала сразу после награждения лучшая молодая актриса Петербурга Алена Митюшкина корреспонденту «Фонтанки». - Это мой шаг, на который обратили внимание. И от этого еще больше хочется идти вперед!

Сегодня эти шаги становится делать всё труднее. «Десятки молодых номинантов появились не на пустом месте. Они – результат того, что в последние четыре года город поддерживал молодежные инициативы, - сказала корреспонденту «Фонтанки» Жанна Зарецкая. - Лично я входила в комиссию по распределению субсидий для негосударственных театров. В последний раз мы распределяли 12 миллионов рублей. В принципе это бюджет одной роскошной балетной постановки. Но на эти деньги могут появиться десятки качественных постановок в маленьких молодежных театрах, которые составят реальную конкуренцию городским стационарам. Если пронизанный солнцем покой муниципальных театров не будет будоражить талантливая молодежь, театральный Петербург поразит стагнация».

- Что бы ни происходило с нами, если к ситуации относиться с юмором – значит, все в конечном счете будет в порядке! Поэтому мне понравился ироничный тон церемонии, и то, что награждение происходит в центре Петербурга! - сказал корреспонденту «Фонтанки» худрук Театра Эстрады клоун Юрий Гальцев. – А главное, что после смерти всегда наступает воскрешение!

Молодые театралы, очевидно, разделяли оптимизм Юрия Гальцева – на торжественном, но весьма демократичном банкете для всех без исключения собравшихся, лауреаты и номинанты сверкали воодушевленными улыбками, принимая комплименты от старших коллег. Однако новоиспеченный глава комитета по культуре не стал поздравлять лучших молодых актеров и режиссеров Петербурга. Дмитрий Месхиев ушел по-английски в самом начале церемонии.

Эвелина Барсегян, Фото Ксения Потеева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях