Михаил Прохоров провел субботу в Петербурге, назвал наш город «центром европейской цивилизации» и обаял свой потенциальный электорат: час общался с деятелями культуры в культовом месте - на Пушкинской, 10, и больше двух – с молодежью в «Юбилейном». Мог бы и дольше, но вечер, сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Прохорова, он планировал провести дома у Даниила Гранина.
Место для встречи с творческой интеллигенцией Прохоров выбрал, прямо скажем, не миллиардерское: арт-центр на Пушкинской, 10. Вход с Лиговки, через катакомбы дворов-колодцев. Но, кажется, он правильно оценивает обаяние этого чисто питерского уродства, во всяком случае Петербург, по его собственному признанию, любит с юности. Можно надеяться, что любит все-таки чуть больше, чем Казань, Сочи или другие города из его предвыборного тура. Неизвестно, какие эпитеты он находил для тамошних избирателей, но питерским он точно сумел потрафить. Взять хоть его субботний завтрак: в пышечной на Мойке. Рассказывая об этом, он сумел еще и продемонстрировать знание московско-питерского словаря: сообщил, что ел именно пышки. Не какие-то там московские пончики.
Признание особой роли Петербурга было лейтмотивом всех его выступлений перед петербуржцами. Приветствуя творческую интеллигенцию, назвал наш город «островом культурной свободы», а с молодежью говорил о «столице студенчества». Последний его тезис так органично перешел в шутку, что слушатели не сразу поняли, где начинать смеяться. «Не понимаю, почему выпускники петербургских вузов, отправившиеся на заработки в Москву и попавшие в Кремль, никак не хотят вернуться в свой город. 4 марта мы можем изменить ситуацию», - проговорил он так же монотонно, как программные тезисы о реформе ЖКХ или развитии сельского хозяйства.
Этот недостаток кандидата очень многие после встреч отмечали как самый заметный: холодноват. Действительно, говорил он, будто и не для нашего избирателя, который, как известно, голосует сердцем, а не тем, чем это делают в странах развитой демократии. С публикой не заигрывал, «шуток юмора» не отпускал, да что там – даже не ругнулся ни разу и в сортире никого не обещал замочить. Не наш человек.
- Сначала мне не понравилось, что он говорит, как робот, - признался «Фонтанке» художник Валера. – А потом я подумал, что это все-таки хорошо, это значит, что он привык рассуждать логически.
Творческая встреча была первой по времени и очень камерной, такой почти домашней, и способствовал этому не только тесный зальчик арт-центра на сотню мест. Тон задала сестра кандидата и глава его благотворительного фонда Ирина Прохорова. Такая милая, спокойная и улыбчивая, что, кажется, предложи собравшимся проголосовать за нее, а не за брата, побежали бы, не раздумывая. Брата называла чинно – Михаил. «Михаилу неловко хвастаться, а я могу рассказать», - и, нежно поглядывая в его сторону, говорила, какой он у нее меценат. В Петербурге Прохоров поддерживает три культурных проекта: Молодую театральную студию МДТ – Театра Европы, Школу культурной журналистики фонда «Про Арте» и Русский инженерный театр «АХЕ».
Первый же тезис кандидата из области культуры художники встретили аплодисментами.
- Мы – страна не танцующих медведей и не кокошников, мы – европейская страна и должны стремиться к сближению с Европой, - решительно заявил Прохоров. – Петербург всегда был центром европейской цивилизации, и его миссия – сблизить Россию и Европу!
Еще несколько фраз о культуре, ее деградации и предстоящем возрождении – и маленький зальчик едва не лопался от большого счастья, переполнявшего артистов.
- Культура – это единственный инструмент сохранения целостности страны! – продолжал Прохоров. – Не ФСБ, не ракеты, не танки, а культура!
Кинорежиссер Юрий Мамин посетовал на нехватку острой сатиры. Прохоров парировал: он-то как раз поддерживает сатиру – куда уж острее! Речь шла о проекте «Гражданин поэт». Кандидат даже поделился, что рассорился из-за этой сатиры со многими знакомыми. А все равно поддерживает. Хоть и самому от той сатиры порядком досталось: первое стихотворение посвятили ему.
Спрашивали его обо всем – от традиционного «кремлевского проекта» до жилищной реформы. Ответы не цитируем, чтобы избежать обвинений в пропаганде, но деятелям культуры так понравилось, что Марина Салье восторженно сравнила Михаила Прохорова с Петром Великим: тот, дескать, прорубил окно в Европу, а наш его расширит.
- Недаром у вас рост два метра! – самозабвенно продолжала она.
- Два метра четыре сантиметра, - немедленно поправил ее новоявленный последователь Петра.
Напоследок ему преподнесли подарок: митёк Дмитрий Шагин написал картину «Петр Первый у Невского футштока даёт Прохорову напутствия». Оба изображены в величину (полотно по высоте больше, чем оригинал) под отметкой 2 метра 4 сантиметра, причем царь до нее чуток не дотягивает, а кандидат – тютелька в тютельку. То есть повыше Петра будет. И надеты на Прохорове лихая матросская тельняшка да бескозырка с надписью «Бравый». Этим и завершилась встреча.
В «Юбилейном» все было иначе. Там собралось больше четырех тысяч зрителей, в основном – юных. Их пропускали через узкие рамки на входе («Это не наша прихоть, это правило спорткомплекса», - объяснила «Фонтанке» девушка из штаба кандидата), а на улице на морозе змеилась терпеливая очередь до самого проспекта Добролюбова.
Кажется, Прохоров и сам понимает, что для юных и горячих его сдержанный образ пресноват. Чтобы внести в общение живую струю, он привез с собой участников проекта «Гражданин поэт». Андрей Васильев взахлеб рассказывал, как они создавали знаменитую серию, а Михаил Ефремов читал стихи, то и дело забывал текст и рыскал в поисках нужной строчки в ноутбуке. «Хитом» стало стихотворение о Прохорове, с учетом аудитории Ефремов замолчал ненормативную лексику.
Традиционные вопросы-ответы на этом фоне пошли очень живо, потеплел даже сам Прохоров. Его спрашивали о ценах на бензин, о моратории на смертную казнь, о коррупции, о поддержке сельского хозяйства, о Болотной, о «кремлевском проекте», и так – два с лишним часа. На сцену проецировались реплики из"Твиттера" в адрес кандидата. Самым частым было предложение: «Возьмите меня замуж». На втором месте – то же самое, но без матримониальных претензий. На вопрос из зала о семье кандидат-миллиардер, скромно потупившись, отвечал своим обычным: «Еще не встретил любовь».
- А я знаю, почему он не женат, - совершенно серьезно комментировал парень в зале. – Потому что «горе от ума»!
Был и драматичный момент. К микрофону попросилась женщина с усталым лицом и подрагивающими губами. Представилась преподавателем. Срывающимся голосом рассказала: сын тяжело болен, в Петербурге онкологи не могут помочь. И она просит помочь устроить мальчика в московскую клинику.
- У меня другое предложение, - твердо и очень серьезно ответил Прохоров. – У меня есть партнер с клиникой в Израиле. Там лучшие врачи. Я отправлю вашего сына в Израиль. Оставьте координаты.
Встреча не просто закончилась, ее практически пришлось оборвать, иначе неутомимая молодежь могла бы еще пару часов пытать кандидата. Но просто так его не отпустили: обступили на сцене, как балетную приму, и давай листочки тянуть – для автографов. От пылкости юных избирателей, а пуще – избирательниц Прохорова спасла только следующая встреча - с Даниилом Граниным, на которую надо было спешить.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"