Паромная компания St.Peter Line не оставляет попыток получить в управление пассажирский порт «Морской фасад». В новом письме на имя Георгия Полтавченко ее руководство уже не просит передать его напрямую, но предлагает провести соответствующий конкурс ввиду «непрофессионализма» УК «Морской фасад», которая управляет портом сейчас на бесконкурсной основе и связана с депутатом Госдумы Виталием Южилиным.
Напору и желанию добиться своей цели, которые демонстрирует оператор паромов St.Peter Line, можно только позавидовать. Как сообщили «Фонтанке» в компании, в начале февраля её руководство вновь обратилось к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой обратить внимание на ситуацию с морским пассажирским портом «Морской фасад», получив ответ Смольного на первое подобное обращение.
Напомним, что в декабре в Смольный поступило письмо за подписью председателя совета директоров компании St.Peter Line Михаила Евстратикова. В нем он предложил недавно сданный терминал передать от УК «Морской фасад», которую связывают с холдингом First Quantum депутата Госдумы Виталия Южилина, в управление компании St.Peter Line. Кроме того, паромный оператор просил, чтобы на время управления Смольный предоставлял компании субсидии и избавил от портовых сборов в низкий сезон – с октября по май.
Наконец, в том письме повторялась давняя просьба St.Peter Line по изменению статуса «Морского фасада» с пассажирского на грузопассажирский, чтобы на паромах можно было перевозить накатные грузы и тем самым сохранять рентабельность даже в период низкого пассажиропотока. Напомним, что первая попытка изменить статус «Морского фасада» была предпринята еще летом, однако тогда она не удалась, и паромы St.Peter Line стали уходить с причалов Морского вокзала, который имеет соответствующий статус.
Видимо, ответом из Смольного, переданным в распоряжение «Фонтанки», можно считать письмо в компанию от вице-губернатора Юрия Молчанова. Судя по всему, составить его Георгий Полтавченко поручил именно Молчанову, несмотря на то что тот вот-вот должен был уйти из Смольного. Напомним, что сам проект строительства «Морского фасада» был реализован при непосредственном участии этого теперь уже экс-вице-губернатора, и на пресс-конференции 26 января, на которой он официально сообщил о своем уходе, «инвестиционный кардинал» резко заметил, что, по его мнению, передавать порт конкретной судоходной компании нельзя. «Это неправильно. Это то же самое, как если бы передать Пулково "Аэрофлоту" или Lufthansa”», – отметил он тогда.
Его письменный ответ, подписанный 24 января, более дипломатичен: в нем Юрий Молчанов вообще не говорит ни про возможность изменения статуса «Морского фасада» с пассажирского на грузопассажирский, ни про передачу порта под управление St.Peter Line. Зато он вполне четко заявляет о возможности выделения городских субсидий: в письме указано, что по действующему законодательству регионы не могут предоставлять бюджетные субсидии на осуществление международных перевозок водным транспортом, а значит, удовлетворить эту просьбу паромного оператора нельзя.
Однако есть в письме и уступки: в частности, St.Peter Line предлагается принять участие в международных туристических выставках вместе с комитетом по инвестициям и стратегическим проектам (в своем письме паромный оператор просил провести масштабную рекламную кампанию за счет бюджета с целью привлечения туристов). Кроме того, Юрий Молчанов поручил комитету по транспортно-транзитной политике провести совещание с участием представителей компании St.Peter Line, УК «Морской фасад», администрации Большого порта Санкт-Петербург и все того же комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Правда, тема совещания – крайне расплывчатая и ни к чему не обязывающая: «для подготовки конкретных предложений, направленных на поддержку паромного сообщения и создание благоприятных условий для функционирования паромных линий».
Судя по всему, этот ответ в компании St.Peter Line восприняли как поддержку своей инициативы, и он вдохновил её на еще одно письмо, и уже 6 февраля, после того как Молчанов покинул Смольный, паромный оператор направил в адрес губернатора Георгия Полтавченко второе обращение - теперь уже за подписью генерального директора Игоря Глухова.
На этот раз компания пытается зайти в «Морской фасад» с другой стороны: там не требуют напрямую отдать его St.Peter Line, но просят провести открытый конкурс на его управление. Кроме того, Игорь Глухов указывает, что, по его мнению, договор с УК «Морской фасад» был заключен «на непрозрачной основе, без конкурса, до официальной передачи комплекса городу и в ущерб участникам круизного и паромного рынка», и поэтому он просит провести полномасштабную проверку этого документа.
Напомним, что конкурса на управление «Морским фасадом» действительно не было. По договору с городом порт строила одноименная частная компания, связанная с холдингом First Quantum, а Смольный потом выкупил терминал у инвестора. С 2008 года, еще до завершения строительства, УК «Морской фасад» уже вела операторскую деятельность, и когда объект был сдан полностью, то право управления сроком на 5 лет было отдано именно ей. При этом формально закон нарушен не был – юридически данное решение принимало ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад"», которое с мая 2011 года на 100% принадлежит Смольному. Правда, нужно отметить, что принималось оно в марте 2011 года, когда порт еще был в частных руках.
Генеральный директор St.Peter Line Игорь Глухов, комментируя «Фонтанке» повторное обращение его компании, заметил, что противоречий между первым и вторым письмом нет: по его словам, предлагая в декабре передать «Морской фасад», его компания на самом деле имела в виду, что это произойдет именно по конкурсу. Необходимость его проведения он аргументирует тем, что УК «Морской фасад» работает непрофессионально, из-за чего город терпит убытки в виде недополученных налогов.
В качестве примера непрофессионализма он приводит позицию руководства управляющей компании относительно изменения статуса порта на грузопассажирский: как указано в письме, из-за этого крупнейший перевозчик, то есть сама компания St.Peter Line, не может работать на терминалах комплекса, что автоматически снижает пассажиропоток. Кроме того, он указывает на рост тарифов на услуги порта, что, по его данным, вызвало негативную реакцию ведущих круизных компаний.
Напомним, что первое письмо компании St.Peter Line вызвало возмущение фракции «Яблоко» в ЗакСе, и депутат Борис Вишневский даже направил губернатору Георгию Полтавченко запрос с просьбой не давать ход инициативам судоходной компании. Впрочем, как он рассказал «Фонтанке», ответ на тот запрос он пока не получил: ему только пришло письмо, в котором указано, что отвечать будет вице-губернатор Юрий Молчанов. Скорее всего, теперь ждать ответа депутату следует уже от вице-губернатора Сергея Вязалова – ему перешли комитет по транспортно-транзитной политике и комитет по инвестициям и стратегическим проектам, которые курировали строительство «Морского фасада».
Что касается второго письма, то, по мнению Бориса Вишневского, если компания St.Peter Line терпит убытки, то это вопрос к эффективности менеджмента судоходного оператора, а не к УК «Морской фасад». «Я категорически против перепрофилирования порта, и когда он строился, то обещания не делать его грузовым давала даже не УК "Морской фасад", а руководство города», – подчеркнул он, отметив при этом, что если законодательство позволяет провести конкурс по выбору управляющей компании, то, наверное, для более эффективной работы его можно провести.
В самой УК "Морской фасад" очередное письмо St.Peter Line прокомментировали следующим образом:
«Претензии ООО "Ст. Питер Лайн Рус", на наш взгляд, можно рассматривать как попытку монополизировать управление всеми объектами круизной и паромной инфраструктуры и любой ценой избежать конкуренции», – заметил президент УК Серик Жусупов.
По его мнению, «действия, которые сегодня предпринимает ООО "Ст. Питер Лайн Рус", похожи на попытку спасти свой убыточный бизнес за счет успешно работающего предприятия, доказавшего свою эффективность». В УК «Морской фасад» также отмечают, что договор на управление был подписан в соответствии с действующим законодательством и с теми полномочиями, которыми обладали все стороны, и за весь период работы в адрес порта не поступило ни одного замечания ни со стороны города, ни со стороны партнеров, в том числе и перевозчика St.Peter Line. Что касается тарифов на услуги, то, как отмечает Серик Жусупов, они не растут, а только индексируются вместе с инфляцией, а сам порт является самоокупаемым предприятием и не требует дотаций из бюджета.