В ближайшие десятилетия Петербург должен стать самым настоящим велосипедным раем – с развитой сетью велодорожек, велопарковками на каждом углу, бюджетными субсидиями на покупку двухколесного транспорта и даже налоговыми льготами для компаний, стимулирующих сотрудников добираться до работы, крутя педали. Все эти идеи содержатся в проекте концепции развития велосипедного движения, разработанной по заказу Смольного. Осталось дождаться, уйдет ли эта концепция дальше бумаги.
Концепция развития велосипедного движения в Петербурге была разработана в весьма сжатые сроки: комитет по транспортно-транзитной политике выбрал подрядчика для этого в начале ноября (им стал московский Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, НИИАТ), а уже в конце декабря огромный отчет о проделанной работе на 200 страницах был готов.
За это время НИИАТ должен был еще и провести опрос среди студентов питерских вузов и членов велосообществ, вроде «Велопитера», а затем еще и обработать полученные анкеты. По данным «Фонтанки», среди вузов самыми активными оказались студенты СПбГУ – они заполнили около 5500 анкет.
По замыслу авторов концепции, имеющейся в распоряжении «Фонтанки», велосипедное движение в Петербурге нужно развивать в три этапа; правда, в ней не указано, сколько времени может занять каждый из них, – как говорят в комитете, это будет определено в дальнейшем. Первый этап назван «стартовым», однако если он будет реализован хотя бы наполовину, то Петербург, пожалуй, действительно станет самым развитым городом России с точки зрения велосипедной инфраструктуры. Так, если сейчас в нашем городе оборудованы лишь несколько велодорожек (вдоль продолжения Софийской улицы, на Крестовском острове и др.), то, согласно концепции, уже на первом этапе их должно стать около 50.
Предполагается, что выделенные полосы для движения на двухколесном транспорте свяжут спальные районы с центром, а также соседние спальные районы друг с другом. Так, велосипедист сможет практически беспрепятственно проехать с юго-запада в центр города: сначала ему нужно будет следовать по велодорожке «Южно-Приморский парк – Стачек» (протяженность – 4,7 км, проектная стоимость – 31 млн рублей), затем – по линии «Стачек – "Балтийская"» (7 км, 47 млн рублей), а оттуда крутить педали до Благовещенского моста (3,4 км, 23 млн рублей).
Правда, в самом центре на первом этапе велодорожек практически не предусмотрено: особая зона для велосипедистов появится на набережной Невы от Благовещенского до Троицкого моста, а также на участке от Дворцовой набережной до Сампсониевского моста. От него уже можно будет следовать либо на северо-запад по Выборгской набережной и Приморскому проспекту, либо на север к Удельной по той же Выборгской и далее по Большому Сампсониевскому проспекту, либо на северо-восток по Свердловской набережной и далее по Пискаревскому проспекту (одна из самых длинных велодорожек – ее протяженность около 10 км, проектная стоимость – 52 млн рублей).
А вот жители других районов на первом этапе будут лишены возможности проделать весь путь в центр по обособленной полосе для велосипедистов. Так, велодорожка из Фрунзенского района, которая пойдет по Бухарестской улице, будет обрываться на подъезде к Лиговскому проспекту. Главная велодорожка Московского района пройдет по Варшавской улице, а вот на правительственную трассу – Московский проспект – велосипедистов не пустят. Зато можно будет доехать по Пулковскому шоссе аж до аэропорта Пулково-2.
Помимо велодорожек на первом этапе предполагается построить 11 велобоксов, где можно будет оставить свой двухколесный транспорт на длительный срок и не бояться, что его украдут. В первую очередь они будут рассчитаны на тех, кто едет от дома до метро либо на автомобиле, либо на общественном транспорте, – планируется, что после строительства велогаражей они смогут проделывать этот путь на велосипеде.
Все 11 велобоксов появятся возле окраинных станций метро, расположенных в спальных районах, а именно возле «Купчино», «Звездной», «Проспекта Ветеранов», «Ленинского проспекта», «Рыбацкого», «Улицы Дыбенко», «Девяткино», «Озерков», «Академической», «Гражданского проспекта» и «Проспекта Просвещения». 9 смогут вмещать до 100 велосипедов, 2 – до 50; стоимость 100-местного велобокса составляет 1 млн рублей, 50-местного – вдвое меньше. Правда, непонятно, как удастся найти землю под стоянки для двухколесного транспорта, учитывая, например, трудности с реализацией похожей программы по строительству перехватывающих парковок для автомобилей.
На втором этапе реализации концепции ее авторы предлагают провести широкомасштабное изменение действующего законодательства, чтобы облегчить жизнь велосипедистам. Например, по их мнению, следует уменьшить норматив ширины полосы проезжей части (сейчас он варьируется от 3,3 до 3,75 м), чтобы было легче оборудовать велодорожки, а также ввести штрафы для автомобилистов за выезд на полосу движения велосипедов.
Кроме того, авторы концепции предлагают ввести новые дорожные знаки, например – знак, который сообщает, что на этой дороге разрешено движение велосипедов по встречной полосе. Отметим, правда, что для реализации практически всех этих предложений Смольному придется обращаться в федеральное правительство и там лоббировать принятие соответствующих законов.
Что касается Петербурга, то и здесь планы авторов концепции поистине наполеоновские: так, согласно подготовленной ими схеме, город будет полностью опутан велодорожками, включая весь центр города, а велопарковки будут практически на каждом углу. Кроме того, город должен будет закупить специальные автобусы, трамваи и троллейбусы, в которых можно перевозить велосипеды, а чтобы их можно было отличить от обычного общественного транспорта, они должны иметь специальную окраску и маркировку.
Когда велосипед станет для Петербурга такой же повседневностью, как дождь и сосульки, наступит третий этап реализации концепции. Как это ни странно, но в рамках его количество двухколесного транспорта в городе начнет сокращаться – за счет так называемой системы «велошеринга» (от английского глагола to share – делить что-то с кем-то). Предполагается, что для перемещения по городу жители уже будут использовать не собственные велосипеды, а взятые напрокат на велосипедной станции. Удобно это будет и для туристов.
Для того чтобы стимулировать людей пересесть на велосипед, авторы концепции предлагают ввести персональные субсидии на покупку двухколесного транспорта и соответствующего снаряжения. Кроме того, те компании, которые будут стимулировать своих сотрудников добираться на работу на велосипеде, смогут рассчитывать на налоговые льготы.
Отметим, что пока концепция находится на стадии проекта, и, как говорят в комитете, она может быть изменена после обсуждения с представителями велосообществ и районных администраций. В течение первого полугодия 2012 года итоговый вариант документа должен быть вынесен на рассмотрение правительством Петербурга. А дальше у него две судьбы: либо концепцию действительно начнут реализовывать, и она, безусловно, претерпит какие-то изменения, либо повторит судьбу других аналогичных программ и стратегий, которые рисовали горожанам прекрасное будущее, но так и остались на бумаге.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»