В Лофт Проекте Этажи, в галерее «Формула», до 11 марта работает привезенная из знаменитого московского арт-пространства «Гараж» выставка фотографии «Альтернативная мода до прихода глянца, 1985-1995». Кураторы выставки впервые собрали в единый визуальный ряд то, что делалось дизайнерами андеграунда в период между началом Перестройки и тем моментом, когда Россию наводнили модные журналы и подиумы, а в обиход прочно вошло выражение «от-кутюр».
На выставке, которую собрали кураторы с мировым именем Михаил Бастер и Ирэна Меглинская, многие впервые узнают о том, что перестроечный zeitgeist отразился не только в цветных лосинах, вареных джинсах и красных пиджаках. Сотня фотографий, представленных зрителю, является единственной на сегодняшний день полной подборкой модных дизайнеров того времени – Кати Филипповой, Гоши Острецова, Александра Петлюры, Андрея Бартенева и многих других. Все эти люди начинали свою работу как романтическую самодеятельность, а в итоге оказались самыми интересными в целом десятилетии профессионалами от моды (не считая, конечно, вечных Валентина Юдашкина и Вячеслава Зайцева). Когда советская легкая промышленность пришла в окончательный упадок, а страну наводнили вещевые рынки с обилием турецкой и китайской продукции низкого качества, какие-то доселе не известные широкой публике люди в клубах и сквотах делали моду из всего, что только попадется под руку – военной униформы, штор, одеял, гимнастерок и пластиковых пакетов.
В наше время насыщения рынка одежды любой ценовой категории, от футболок по 200 рублей в H&M до дорогих и модных вещей из какого-нибудь Comme de Garcon, да еще с возможностью время от времени ездить одеваться в Европу, обездоленные 1990-е вызывают жгучую зависть. Во всех этих лицах, прическах, платьях и тяжелых ботинках с фотографий чувствуется энергия, льющаяся через край, невероятная жажда жизни, вера в себя и осмысленность всего, что делалось. Нет, вернуться в то время, нам, наверное, все-таки не хочется - слишком уж мы привыкли к нашему рыночному изобилию, а вот помечтать о нем - в самый раз, и выставка в «Этажах» – самое подходящее для этого место.
В Петербург привезли не точное повторение московской выставки. С одной стороны, галерея «Формула» не так просторна, как «Гараж», так что фотографий на стенах меньше. С другой стороны, со времени, когда открывалась экспозиция в «Гараже», кураторы продолжали работу над проектом, и результат этой работы можно видеть в режиме слайд-шоу на большом экране.
Мария Элькина, "Фонтанка.ру"
Фото: Ксения Потеева