Все родители дают детям «на карман». А вот сколько - это не принято обсуждать с другими родителями. Все-таки доход у всех разный, и отношение к деньгам и тратам, соответственно, тоже. Но есть определенные стратегии – вне зависимости от суммы – как выдавать ребенку карманные деньги, чтобы научить грамотно тратить и ценить их.
Держи карман шире
В некоторых семьях существует поощрение за хорошие дела (помощь по дому, поход в магазин) или за хорошую успеваемость. В зависимости от оценки и сложности задания, сумма выплат увеличивается. Скажем, за «четверку» – рубль, за «пятерку» - пять рублей, за «пятерку» в четверти – пятьдесят рублей. Родителям кажется, что так дети зарабатывают деньги тем, чем могут – учебой или домашними делами. А вот по мнению большинства психологов, сумма карманных денег не должна изменяться в зависимости от успеваемости или выполненных дел по дому. Поскольку это то, что каждый делает в семье: папе ведь не платят за то, что он отводит детей в садик. Также не платят и маме за то, что она по утрам заплетает дочкам косички и готовит завтраки – это участие каждого члена семьи в общей жизни, это не должно оплачиваться.
Карманные деньги – это не просто деньги, на которые ваше чадо существует в ваше отсутствие. Это и способ мотивировать ребенка, и способ научить копить и тратить деньги. Они помогают ребенку самому, не зарабатывая, иметь свой бюджет, рассчитывать, на что отложить деньги, а на что – потратить сейчас же. Это учит его дальновидности, бережливости и самостоятельности.
«Карманные деньги важны для ребенка, и здесь есть два момента: финансовый и нравственный. Финансовый заключается в том, что у ребенка появляется опыт общения с деньгами, появляется понимание ценности денег. Если ребенок деньги потерял, быстро потратил, то в следующем месяце он будет внимательнее к ним относиться, разумнее тратить. Это упрощает жизнь перед тем, как появляется свой заработок, стипендия. Также карманные деньги учат ответственности, самостоятельности при принятии решения – это нравственный момент», – объясняет Татьяна Евгеньевна Принц, практикующий психолог.
Опросив родителей, мы составили несколько популярных стратегий, руководствуясь которыми родители выдают детям деньги «на карман», и попросили Татьяну Евгеньевну выделить плюсы и минусы каждого подхода.
Днем деньги – вечером стулья
Самая популярная и простая стратегия. Родители выдают ребенку определенную сумму в месяц или неделю, не требуя от него отчетности и не выделяя также дополнительно денег, если ребенок вдруг все потратил в первый день.
Плюсы. Такой подход учит ребенка самостоятельно распоряжаться деньгами. Стоит помнить, что если вы хотите научить ребенка самостоятельности, то не давайте ему дополнительно денег, если он потратил все выделенные на предыдущий период. Это научит его ранжировать свои траты и желания. Периодичность здесь не важна: кому-то удобнее получать раз в месяц деньги, кому-то – раз в неделю. Для маленьких детей актуальнее – раз в неделю, для подростков – 1-2 раза в месяц.
Минусы. Родители могут не найти «золотую середину» в сумме выделяемых денег. Допустим, ребенку необходима тысяча рублей в месяц, а родители дают пять тысяч, тогда часть денег могут отбирать старшие ребята, «богатенький Буратино» может привлечь кота Базилио и Лису Алису. Ребенок может «подкупать» своих друзей (для дружбы), платить за них в кафе, у ребенка могут быть бессмысленные или, что еще хуже, вредные траты (и алкоголь, и сигареты, к сожалению, можно свободно купить даже несовершеннолетним). Многие родители думают, что раз у них было бедное детство, ребенку они должны дать с лихвой. Но это не совсем так, зачастую дети не знают, как распорядиться деньгами верно.
Утром стулья – днем деньги
У ребенка есть определенная сумма на карманные расходы, но она покрывает только каждодневные траты (проезд до школы, обед, мелочи в магазине). Если ребенку необходимы дополнительные деньги на поход в кино, кафе или какую-то покупку, он рассказывает об этом родителям, и они выделяют строго эту сумму.
Плюсы. (С точки зрения родителей). Вы контролируете ребенка, знаете, на что он потратил, где находится. Чаще свойственно родителям, которые боятся «плохой компании» для ребенка. Но то, что ребенок сказал, что пошел в кино, может и не означать этого. Если в семье нет доверия, появляется эта схема контроля. Дальше могут потребоваться билеты в кино как подтверждение. (С точки зрения семьи, ребенка). Вы интересуетесь делами ребенка, куда он ходит, что делает. Вы свободно обсуждаете его интересы и траты, вы доверяете ему.
Минусы. Такой подход не учит самостоятельности, родители контролируют, на что ребенку потратить деньги. Это они решают, дадут или не дадут деньги, а, значит, решают, пойдет их ребенок в кино или нет. Карманные деньги предполагают самостоятельное решение ребенка, а если ему выдаются деньги только на маршрутку, считайте, что у него нет карманных денег.
Просто деньги
Родители дают деньги по запросам ребенка. Нет никакой системы: ни в периодичности выделения денег, ни в сумме. Не ведется никакой учет количества выделенных денег.
Плюсы. Такая стратегия может говорить о полном доверии в семье. Но этот вариант действует, если при этом между членами семьи есть какое-то обсуждение. Например, родители могут свободно давать деньги, но при этом давать небольшой совет: «Знаешь, Маше можно купить подарок подешевле». Это легкий и простой способ, это путь наименьшего сопротивления.
Минусы. Если общения нет в семье, то деньги – это формальное общение родителей с ребенком, при котором снимается ответственность со взрослого. У кого-то это означает равнодушие, желание откупиться, у кого-то – компенсировать невозможность живого общения. Ребенок может вырасти, не понимая ценности денег и ответственности. Такие дети часто вырастают в инфантильных взрослых и в 30 лет просят деньги у родителей. Есть даже статистика, что около 75% таких детей не могут самостоятельно зарабатывать деньги и, соответственно, выживать. Это не обязательно так, но об этом стоит помнить.
Вот еще несколько советов от специалиста:
1. Начинайте давать ребенку карманные деньги с младшего школьного возраста. Он начинает взрослеть – сам ходит в школу, у него появляются задания. В дошкольном возрасте ребенок воспринимает деньги как игру, как фантики. Сумма денег измеряется относительно школы, в которой ребенок учится (если в школе полное питание, то, возможно, на первых порах деньги и вовсе не нужны).
2. Не делайте своего ребенка мишенью. Ни к чему покупать очень дорогой телефон или давать изрядно много денег. Если случилось так, что у ребенка украли деньги или телефон, помните, что вины его в этом нет.
3. Начинайте с небольшой суммы, увеличивая ее по мере взросления ребенка и увеличения обязанностей. Со временем вы поймете, какова оптимальная сумма карманных денег.
4. Постепенно вводите в лексикон ребенка экономические термины: бюджет, зарплата, доходы, расходы, потребности, премия. Объясняйте, что не просто даете деньги, а что есть и у родителей зарплата, а есть у ребенка. Особенно интересно это для мальчиков.
5. Ориентируйте ребенка-подростка на то, что он может пойти и сам поработать летом. Это формирует представление о деньгах, закладывает верное целеполагание.
6. Заведите копилку. Это особенно важно, если помимо вас ребенку дают деньги другие родственники. Неожиданно свалившиеся на младшего школьника две тысячи рублей ставят его в тупик, он может и не распорядиться ими верно. Выберите вместе с ребенком копилку (но не с открывающимся дном, а такую, которую нужно разбивать), которая ему будет нравиться. И пусть он придумает, на что копить деньги. Сначала это может быть что-то абстрактное – игрушки, телефон, каникулы, велосипед. Потом эта цель может становиться более реальной, например, конкретный велосипед из конкретного магазина. Вы можете тоже вносить свой вклад в эту копилку, чтобы ребенок видел вашу поддержку.
7. Дети, которым платят за хорошую учебу или домашние дела, быстро теряют мотивацию. Если изменится финансовая ситуация в семье, ребенка и вовсе не заставишь заниматься хозяйством или хорошо учиться. При этом есть соблазн наказывать ребенка материально: «плохо учишься – не получишь карманных денег!». Представьте, каково для вас будет лишение зарплаты. Не «подсаживайте» вашего ребенка на деньги.
А как вы решаете вопрос карманных денег в своей семье? Может, у вас есть иная схема?
Оксана Елисеева