Одним из главных бестселлеров минувшей осени стал новый роман «Любовь и другие диссонансы» польского писателя Януша Вишневского и петербурженки Ирады Вовненко. Мы встретились с Ирадой Вовненко, но на этот раз разговор зашел не о литературе, а об ее благотворительных проектах, о доброте, сострадании, вечных ценностях.
Ведь еще в начале нулевых Ирада основала благотворительный фонд «Ренессанс», который провел детские благотворительные балы «Вдохновение», «Золушка», «Щелкунчик», «Волшебная сказка» в Екатерининском дворце. Затем были балы в Павловском дворце, Смольном соборе, Юсуповском дворце, а также благотворительные семейные приемы в Павловске, благотворительные петербургские салоны…
- Ирада, став известной писательницей, вы не оставите свои благотворительные проекты?
- Нет, конечно. Есть планы придумать еще один новый проект… А грядущей весной мы обязательно проведем традиционный ежегодный благотворительный бал. Сделаем его либо в Юсуповском дворце, либо в Петергофе, причем хотим в этом году пригласить как можно больше детишек из детских домов. В прошлом году у нас были такие дети, и, надо было видеть их глаза, их лица… Хотя, если честно, я не особо люблю эту сторону своей жизни афишировать: делаю эти проекты не только для других, но и потому, что мне самой на душе хорошо от этого.
- Но речь идет не об афишировании, не о самопиаре, а о том, что многие деловые, успешные люди до сих пор не понимают, зачем им все эти хлопоты, заботы, связанные с благотворительностью… В конце концов, можно просто перевести деньги на банковский счет какого-то благотворительного фонда, а не тратить свои силы, время, нервы!
- Вполне можно и так поступить. Доброе дело в любом виде, в любой форме можно только приветствовать. Мне же хочется делать добрые дела, потому что так тошно от всего становится в последнее время, и от себя в том числе… Потому что даже в наше жесткое время хочется что-то главное в жизни не терять. Мне очень повезло, у меня удивительный отец, который прошел сложный путь. Он воспитывался в детском доме, их было шестеро братьев и одна сестра, к сожалению, уже многие ушли из жизни. Мальчик из детского дома, папа выстроил свою судьбу сам: приехал в Ленинград, стал здесь ведущим архитектором, и он учил меня тому, чтобы я никогда не теряла свой генетический код, стержень.
Возможно, я говорю сейчас какую-то банальщину, но мир перевернулся, стал слишком меркантильный… В свое время мы влюблялись в юношей, которые читали стихи, знали наизусть Блока, Пастернака, Мандельштама, а нынешнюю молодежь мало волнует, какие книги вы прочитали, что у вас за душой, но гораздо больше интересует, какие у вас перспективы карьерного роста, сколько денег у ваших родителей и прочие материальные моменты. Деньги, роскошь, карьера - эта формула успеха затмила наше сознание, и мы перестали понимать, что в этой жизни действительно самое главное.
Мне кажется, у того, кто не растерял ориентиров духовности, доброты, вполне логично появляется желание сделать на своем уровне что-то доброе, хорошее для других. Понятное дело, что мы с Ольгой Жарковской, моей коллегой, которая возглавляет «Собрание друзей Исаакиевского собора», - не «Газпром» и не «Лукойл», но желание сделать что-то хорошее у нас есть. Вот в прошлом году мы делали бал «Восточные сказки» в Юсуповском дворце, на который приехал Никас Сафронов, не просто известный художник, но и человек замечательный. Да, он носит определенную маску, которая является его способом выживания, но это очень глубокий, мудрый человек. Давно и упорно занимается благотворительностью, помогает двум школам-гимназиям, строит храм на своей родине – в Ульяновске, там же помог поставить памятник великому русскому художнику Аркадию Александровичу Пластову, помогает детским домам, больницам, школам слепых, экологическим проектам, дает мастер-классы, ездит к маленьким детям в Суздаль, Ярославль, помогает художественным школам, юным талантам, Никас постоянно участвует в благотворительных аукционах. Но об этом СМИ практически не пишут… Зато пишут, за какую сумму продана та или иная его картина, расписывают его любовные истории и прочее. Благодаря нашему проекту мы узнали совсем другого Никаса. Вырученные средства от продажи его картины мы передали благотворительной организации «Перспективы», что помогает детям с тяжелыми формами инвалидности. Бал помог собрать нам 500 тысяч рублей – сумму не маленькую. Но для меня было важно еще и то, что бал помог нам познакомиться с такими людьми, как Борис Викторович Иванов, председатель совета директоров ЗАО «Завод имени Козицкого», который стал попечителем нашего фонда. Он не только сделал свой вклад, но и потом продолжил помогать нам – вот главное. Приятно было убедиться, что все-таки есть и в наше время неравнодушные люди!
Это был уже седьмой благотворительный детский бал, и наши юные гости были в восторге. Особенно воспитанники детского дома. И на бал приехали такие красивые дети! Была там одна девочка, у меня даже ее фотография есть: я была поражена, что таких красивых детей родители оставляют... Сначала думала, может быть, с ее родителями что-то случилось. Оказалось все в порядке, у нее еще и братик есть: а их мать рожает с периодичностью раз в два года и приносит малышей в детский дом. Трудно осознать такие вещи...
Наши связи после бала не прервались. И ребята из детского дома приехали на презентацию моей новой детской книги «Путешествие Петьки с Ангелом». У нас с Таисией Бартовой-Грозовской сейчас выходит новая детская серия «Страна История», и безумно приятно, что сразу несколько известных издательств предлагает купить права: неужели я до этого дожила? Четыре года назад мою первую книжку «Петька и Царское Село» никто не воспринимал всерьез, а теперь ситуация изменилась. И дети: «А мы по вашей книжке историю Царского Села изучаем!» Приятно. Наверное, я не зря это делаю.
- А как вы стали писательницей? Ведь вы работали в различных музеях города, организовывали самые разные проекты и вдруг взялись за перо…
- Спасибо Андрею Константинову, это он первый сказал, что во мне что-то есть. Я знаю его и его жену очень хорошо, и вот однажды Андрей сказал: «Ты так интересно рассказываешь, а попробуй все это на листке бумаги изложить – у тебя получится!» Прошло два дня, я пришла домой, включила ноутбук и попробовала доверить ему свои мысли и чувства. А до этого я лишь размышляла, к каким психотерапевтам идти, потому что начинала копаться в себе, задавать вопросы.
- Ирада, существует и такое мнение, что ваши благотворительные балы – это главным образом развлечение для богатых…
- Почему бы и нет! Но я бы все-таки добавила, что они прежде всего для людей духовно богатых и щедрых душой. И знаете, что важно: ведь на наших балах присутствуют так называемые «социальные дети», и они не стоят в сторонке, мы не разграничиваем: тут вип-персоны, а тут ребята из детского дома. Посмотрите на фотографии - вы не отличите детей випов и не випов. Мы их одеваем, специально заказываем стилиста, который делает детям прически, покупаем платья, костюмы, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. Глядя на таких детей, я часто вспоминаю, что мой папа – тоже выходец из детского дома, и я прекрасно знаю, что это такое. И эти дети, которые пришли на бал, увидели балет Начо Дуато, откроют для себя целый мир. Знаете, какие они потом рисунки рисуют об увиденном! Красивые картинки тоже должны быть в их жизни - не только квашеная капуста с печенью, которой их кормят…
Да, на наши балы мы приглашаем людей обеспеченных. Но есть среди людей состоятельных, успешных такие, кто даже не хочет задумываться, что, кроме часов «Брегет» и одежды от «Прада», есть что-то в жизни. Есть те, кто все свое благосостояние расходуют на удовлетворение своих потребностей. Но, к счастью, встречаются и другие, такие, как Валерий Гаврилюк, Леонард Блаватник, Борис Иванов, - они все очень разные люди, но все очень добрые. И знаете, люди, которые приходят на наш бал, – все очень приятные. Я сейчас скажу нехорошее слово, но другого просто не подобрать: «быдляк» на такое мероприятие не пойдет, потому что ему априори это не нужно.
- Они же ведь и своих детей приводят на ваши балы?
- Конечно! Самое главное позиционирование этого проекта в том, что это семейный праздник. На недавних презентациях книги «Любовь и другие диссонансы» нам с Янушем Вишневским задавали так много вопросов по поводу института семьи. Нынче ведь время эгоцентристов, когда каждый выживает сам по себе. Институт семьи переживает очень сложное время, и такие праздники, как наш, куда приходят дети и родители, очень важен. Приятно смотреть, как дети между собой общаются, танцуют, смотрят спектакли, визиточками обмениваются. Визитки мы им специально делаем, чтобы легче общаться между собой. Каждый наш бал носит познавательный характер, помогает узнать историю какого-то дворца, историю нашего города.
- Правда, что традиция детских благотворительных балов восходит к императрице Марии Федоровне?
- Действительно, Мария Федоровна, жена Павла I, очень много занималась благотворительностью. Была она женщина очень сердобольная и очень любящая детей, и, по сути, она сформировала в России благотворительность как понятие. Тогда ведь и в Павловске был открыто учреждение для детей с проблемами слуха и зрения – первое серьезное благотворительное учреждение. Кстати, два года назад мы сделали в Павловске детский благотворительный бал «Щелкунчик»… Это был самый красивый бал! Благодаря театрализованной экскурсии по залам Павловского дворца гости смогли окунуться в историческую атмосферу из жизни коронованных и высокопоставленных особ. Была представлена живая музыкальная картина «Семья Павла». Основное действие развернулось в тронном зале Павловского дворца, где артисты Мариинского и Михайловского театров представили дивертисмент из балета «Щелкунчик». Блистательная Ульяна Лопаткина подарила гостям бала «Русский танец». После концертной программы гостей пригласили в прекрасный парк, где всех ожидало красочное световое представление, а потом играл оркестр и выступал детский балет. Получился такой домашний красивый праздник. Мы пригласили ребятишек из детского дома, а вырученные от аукциона средства передали тому самому, основанному Марией Федоровной, медицинскому учреждению - Межрегиональному центру реабилитации лиц с проблемами слуха…
- Как вам кажется, какие формы благотворительности можно было бы развивать и практиковать в России?
- Я бы больше акций придумывала, направленных на привлечение внимания людей к добрым делам. Приходит человек в магазин, на концерт, на вокзал, и везде ему предлагают каким-то образом принять участие в благотворительном проекте. Помочь детям и старикам, помочь бездомным животным.
Вот еще тема: среди воспитанников детских домов есть немало талантливых ребят. Но далеко не все имеют возможность реализовать талант, не всем помогают. Мне кажется, наши профессиональные художники, музыканты, танцовщики, писатели должны пойти навстречу таким детям, помочь им, стать их наставниками. Чтобы не просто сделать праздник для всех, а помочь конкретным ребятам. Вот недавно я приходила в детский дом, общалась с ребятами и обратила внимание на одного мальчишку. Он реально талантливый парень, и уже сейчас видно, что из него может получиться толковый бизнесмен. Другая девочка явно может стать актрисой или певицей – природа дала ей такой дар. Но в реальности пробиться им будет очень трудно, поэтому и требуется помощь добрых людей.
- Ирада, в ваших книгах тема благотворительности каким-то образом затрагивается?
- Сейчас я работаю над сборником рассказов «Трезубец», где собраны мужские истории, которые я слышала от знакомых и друзей. Это реальные истории, и одна из них о человеке, который, добившись успехов в бизнесе, пожертвовал им и ушел работать в детский дом. И я знаю такого человека… Ему и сейчас тоже тяжело, но он сейчас в большей степени счастлив.
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего