В широком кинопрокате демонстрируется голливудский блокбастер «Миссия невыполнима-4: Протокол Фантом», продюсерское детище Тома Круза и режиссерское – Брэда Бёрда. Обозреватель «Культурной столицы» счел предприятие в целом успешным, а московскую часть одиссеи суперагента Ханта – неожиданно многозначительной.
Четвертый фильм из саги об Итане Ханте вышел на российские экраны до странности своевременно. Чего стоит один подзаголовок «Протокол Фантом», словно бы готовящий публику к просто «Фантому», где Тимур Бекмамбетов по своей давней милой привычке вновь будет уничтожать Москву. Есть московский эпизод и здесь. И хотя натурные съемки закончились уже год назад, но история про то, как аффилированные с российскими спецслужбами международные террористы пустили в Кремль высоченного сайентолога, а затем подставили его, шумно взорвав Спасскую башню, попала в наш прокат аккурат через пять дней после того, как Путин позвонил Прохорову и предложил баллотироваться на пост президента. Говоря на одном из сетевых диалектов, автор кагбэ намекает.
Что для автора, вообще говоря, непривычно: Брэд Бёрд, которому выпала честь режиссировать четвертую повесть о невыполнимой миссии, заслужил ее, честь эту, авторством «Рататуя». Ставить блокбастеры про суперборцов с террористами для него, аниматора, впрочем, тоже непривычно, – но в том, что касается подбора режиссеров, «Миссия невыполнима» вообще стоит особняком в числе голливудских франшиз. Первую часть, напомним, делал Брайан Де Пальма, вторую – Джон Ву; оба – режиссеры первого ряда, у обоих – ярко выраженный авторский мир, со своим почерком, своими мотивами и своей образной системой. Де Пальма, как водится, делал свой фильм как притчу о слишком пристальном взгляде; Джону Ву до пристальности взгляда дела мало, зато его неизменно занимают двойничество и теория полета, и сиквел он снимал про них. Так что когда Дж. Дж. Абрамс, средней руки профессионал, взялся за третью часть, то обнаружил, что козырей у него на руках почти нет: имитировать предшественников бессмысленно, а в сухом остатке, который и должен составлять обязательную, сквозную программу любой франшизы, – небольшое количество гаджетов, диковинный обычай главного героя зависать в воздухе, суперская музыкальная тема Лало Шифрина да вянущая харизма Тома Круза. Предельно расплывчатое название тут не поможет. Еще никому из супергероев не выпадал позор выполнять выполнимые миссии.
Абрамс, как известно, худо-бедно с задачей справился; но, судя по нынешнему приглашению Бёрда, Круз как продюсер счел тот опыт ошибочным и понял, что «Миссии» должны и впредь ставить «режиссеры с почерком». И был прав. Четвертая «Миссия» имеет мало общего со своими предшественницами. Тем она удачнее. Ахиллесова пята любого сиквела – предсказуемость. Уэсу Крейвену, скажем, в «Криках» хватает таланта издевательски рефлексировать над ней. Зато Тому Крузу хватает смекалки свести ее почти к нулю. Делов-то: позвать режиссера, вроде бы совершенно для этой задачи непригодного, который не сможет перестать быть собой. Неожиданный результат гарантирован. А уж сделать его кассово успешным – задача продюсера. Тут Круз вправе себе доверять.
С точки зрения фабулы, впрочем, сюрпризов нет. Новая команда Итана Ханта борется с очередным супертеррористом: ныне ему придано обличье Михаэля Нюквиста, главного исполнителя в шведской кинотрилогии о «Девушке, которая» (на подходе американский вариант, где эту роль играет, наоборот, Дэниел Крейг). Действие разворачивается последовательно в Москве, Дубае и Мумбаи (с прологом в Будапеште), всюду отыгрывая местные достопримечательности: в Москве, как уже было сказано, взрывают Кремль, а также сбегают из тюрьмы (не удивляйтесь, увидев на дверях камер электронные датчики: снимали в старой тюрьме в окрестностях Праги); в Дубае – карабкаются по отвесной стене самого высокого здания в мире; в Мумбаи – пытаются прорваться сквозь заполонившую улицы толпу веселых индусов. Аттракционы придуманы и исполнены честно и чисто; Брэд Бёрд (из гордости, что ли) напоказ отказался от главного фирменного трюка сериала, латексных масок, зато придумал отменный, по самому высокому счету, ход с подменой гостиничных номеров и параллельным действием, лучший во всем фильме. Ничего удивительного: анимационные хиты строятся на гэгах не в меньшей степени, нежели боевики, так что переквалифицироваться Бёрду пришлось не так уж сильно. Хотя в нескольких эпизодах непривычность материала всё же сказывается. Так, трюк с песчаной бурей сделан эффектно, но очень скверно отыгран, а в финальном эпизоде, основанном на трех параллельных действиях вместо стандартных двух (что круто), главное из них происходит в круговом многоуровневном автопарке, – и это, в общем, неплохо, если не знать, что умудрялся делать Гор Вербински с круговыми аттракционами в «Пиратах Карибского моря».
В общем, если бы всё дело свелось лишь к описанному, фильм ждал бы спокойный полууспех – что для франшизы подобного класса равнозначно провалу. Не спасла бы ни изобретательность режиссера, ни самоотверженность 49-летнего трудоголика Круза, выполнившего восхождение по Дубайскому небоскребу без дублера: слишком уж печален эффект от его крупных планов, на которых ему то 30, то 40, то и вовсе 50 – в зависимости от освещения и гримера. Но Бёрд на то и автор «Рататуя», что у него есть в запасе джокер. Даже не с собой принесенный – он тут уже был, просто все его принимали за фоску. Впервые в сериале он вводит в команду Ханта комического персонажа. Саймон Пегг, возможно, самый талантливый сегодня английский комик, появился еще в третьей «Миссии», – но так, «для красочки». Делать ему там особо ничего не приходилось, и запоминаться тоже было нечем. А Бёрд почуял своего.
Именно Пегг и становится тем подлинным супергероем, который выполняет невыполнимую миссию по спасению фильма «Миссия невыполнима-4». Традиционно наименее функциональный (с точки зрения экшена) член команды, – спец-ботаник за компьютером, – Пегг первым же десятком точных ужимок присваивает себе первенство. И, благодаря режиссуре Бёрда, жанр от этого инородного вмешательства не разваливается, а, напротив, оживает и проветривается. Теперь главное – удачно вложить часть прибыли от фильма в новейшие биохимические разработки, которые позволят Крузу и на шестом десятке оставаться Итаном Хантом. Что, конечно, тоже – невыполнимая миссия. Ну да Крузу не привыкать.
Алексей Гусев,
«Фонтанка.ру»
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»
Миссия выполнена. С помощью «Рататуя» (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ