Любой петербуржец может неожиданно для себя обнаружить, что в его квартире «прописаны» десятки фирм, к созданию которых он не имеет никакого отношения. В такой же ситуации могут оказаться и добросовестные собственники или арендаторы иных помещений. Регистрируя юридическое лицо, налоговое ведомство не проверяет соответствие указываемого учредителем адреса действительности, а порой, даже имея желание, не в силах пресечь деятельность фирм-«однодневок».
О необходимости бороться с такими компаниями (они же «подснежники» и пр.) неоднократно заявлял президент России Дмитрий Медведев. Принятый в канун думских выборов закон ужесточил уголовную ответственность за создание компаний на подставных лиц, приобретение и даже предоставление паспортов и иных документов для регистрации юридических лиц в целях совершения экономических преступлений. Однако никаких реальных санкций для тех, кто «прописал» свою фирму в квартире не имеющих никакого отношения к ней граждан или в иных помещениях, не применяется.
Свободу вялому предпринимательству!
Многолетняя борьба против административных барьеров в процессе регистрации организаций привела к тому, что учредительные документы юридических лиц реально не подвергаются даже элементарной проверке. Вся процедура занимает чуть больше недели и стоит 4 тысячи рублей (не считая услуг нотариусов, при необходимости - юристов и пр.). В публичный реестр (ЕГРЮЛ) вносится адрес местонахождения организации (так называемый «юридический»), обозначенный заявителями.
Кроме того, с осени этого года налоговое ведомство разрешило регистрировать компании по месту жительства учредителя. В то же время никто не обязывает создателей фирм прилагать или даже предъявлять паспорта (документы могут быть отправлены по почте). Формально место жительства каждого учредителя указывается в специальной форме, прилагаемой к заявлению на регистрацию, но оно не удостоверяется нотариально и никак не проверяется. Кроме того, даже если несовпадение адреса проживания учредителя и декларируемого местонахождения создаваемой компании будет выявлено, это не является основанием для отказа в ее регистрации.
Юристы убеждены, что «прописка» сомнительной фирмы грозит законопослушному собственнику помещения немалыми проблемами. По мнению Евгения Зверева из юридической компании «S&K Вертикаль», владелец недвижимости может столкнуться с настоящим «спамом», который приходит по адресу зарегистрированных фирм, а также тратить время и нервы на общение с полицией, налоговой службой и всеми теми, кто ищет эти фирмы. А старший юрист коммерческой практики Rightmark group Ольга Карпова указывает на возможность прихода и судебных приставов, которые будут искать и даже пытаться арестовать имущество зарегистрированной по указанному адресу компании: «В такой ситуации собственнику придется объяснять и доказывать, что «неведомое» юридическое лицо отсутствует, а имущество является его собственностью».
Для предупреждения подобных ситуаций она рекомендует добросовестным владельцам недвижимости направить в налоговую инспекцию нотариально удостоверенное заявление об ограничении использования адреса в качестве места нахождения юридических лиц с приложением копии свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Спасение утопающих...
В то же время реальных мер против уже «прописанных» организаций владельцы квартир и помещений принять не могут. «Теоретически регистрацию фирмы по чужому адресу можно квалифицировать как чинение препятствий собственнику в пользовании своим помещением, – рассуждает Евгений Зверев. – Ведь вместо того, чтобы заниматься своими делами, добросовестный владелец вынужден постоянно отвлекаться. Но перспектива подобного иска (как о прекращении регистрации, так и о возмещении убытков) неоднозначна».
С ним согласна и Ольга Карпова: «При выявлении факта регистрации неизвестного юридического лица собственнику следует обратиться в налоговую инспекцию. Если известно об открытых у организации расчетных счетах, целесообразно направить в банк сообщение о недобросовестности такого клиента и отсутствии его по заявленному адресу».
Но, по утверждению реально столкнувшихся с подобными проблемами владельцев недвижимости, надзорные органы подобные обращения игнорируют: «В принадлежащем мне помещении, используемом под детскую клинику, тайком от меня, подделав документы, налоговая инспекция зарегистрировала, по моим данным, 38 фирм, – рассказывает бизнесмен Павел Панченко. – Лично мне это никак не вредит, но, услышав призыв президента и премьер-министра к борьбе с такими фирмами, которые наносят урон бюджету государства, я вступил в переписку с налоговой, прокуратурой и МВД. К тому же эти фирмы участвуют в городских тендерах.
Налоговая инспекция сразу заявила, что это мои личные проблемы. А если мне хочется отстаивать интересы государства, то я должен это делать сам. Сотрудникам МВД проще пару раз опросить меня и отказать в возбуждении уголовного дела, чем искать, опрашивать и привлекать руководителей 38-ми фирм. Прокуратура несколько раз уже отменила постановления МВД об отказе в возбуждении уголовного дела и т.п.»
По мнению юристов, привлечь учредителей таких фирм к уголовной ответственности не удастся. За представление недостоверных сведений о юридическом лице учредителям грозит только административное наказание в виде штрафа в пять тысяч рублей. Но даже и уличенных в таких проступках злоумышленников наказать удается крайне редко. Например, гражданка Донюшкина представила на регистрацию учредительные документы, содержащие заведомо ложные сведения об учредителе, генеральном директоре и юридическом адресе ООО. Однако Санкт-Петербургский городской суд отменил наложенный на нее штраф из-за истечения срока давности – с момента совершения правонарушения прошло больше года.
Единственной реальной формой борьбы с незаконно «прописанными» компаниями является механизм их ликвидации в судебном порядке, но Гражданский кодекс РФ делегирует право подачи таких исков только налоговым или иным уполномоченным органам и только при выявлении грубых неустранимых или неоднократных нарушений закона. Причем такие требования налоговики предъявляют не против фирм-«однодневок», а в отношении даже крупных легально работающих компаний. В частности, несколько лет назад под подобным предлогом была предпринята попытка ликвидировать компанию PVG – одного из крупнейших операторов рынка наружной рекламы Санкт-Петербурга.
Кроме того, чаще всего арбитражные суды не считают фактическое отсутствие организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу грубым проступком, достаточным для ликвидации, а также указывают на его устранимость. Например, неудачей закончилась попытка налоговиков признать незаконность перерегистрации в Санкт-Петербурге ООО «СТС». Эта компания указала в качестве места нахождения адрес частной квартиры, собственница которой заявила, что никому ее не сдавала. «Место нахождения юридического лица может как совпадать, так и не совпадать с фактическим размещением имущественного комплекса, производственных помещений или активов», - заключил суд, отказывая в иске.
Павел Нетупский, Фонтанка.ру