В полку активно недовольных итогами выборов стремительно убывает. На второй согласованный митинг на Пионерской площади пришло вдвое меньше протестующих, чем 10 декабря. Среди них на этот раз можно было в два раза чаще встретить лица представителей общественных и политических движений. За прошедшие две недели среди оппозиционеров так и не нашлось лидера, способного объединить и повести за собой. Они даже не сумели составить четкого плана действий.
К 14 часам 18 декабря на Пионерской площади возникало стойкое дежавю. Этакая прошлая суббота в миниатюре. Огороженная площадь, ОМОН, ППС, сцена, флаги, плакаты. По Загородному проехали 15 грузовиков с солдатами ВВ МВД. Неизменный атрибут - полицейский вертолет - расходует очередные литры казенного топлива. К началу митинга на Пионерской собралось около двух тысяч человек. Примерно третью часть из них составляли представители политических движений самого разного толка - "СР", "Яблока", КПРФ, ДПНИ, движений "Солидарность", "Демократический выбор", анархистов, антифашистов. В толпе даже была замечена женщина с плакатом, призывающим «остановить бойню домашних животных». Перед началом митинга один из организаторов попросил, чтобы от каждой организации развевалось только по одному флагу, чтобы таким образом было понятно, что мероприятие общегражданское, а не политическое. Флагов стало меньше, но все равно не по одному от партии. С каждой минутой количество протестующих увеличивалось, и к половине третьего их уже было не меньше 5 тысяч человек.
Одной из первых выступить с речью перед народом позволили депутату Госдумы, лидеру петербургских эсеров Оксане Дмитриевой. Ее первая фраза: «Мы не отдадим мандаты» - потонула в многотысячном гуле: «Позор!» Политику пришлось перекрикивать, но ее «мы требуем пересчета голосов», «мы требуем перевыборов» были еле различимы. Тогда Дмитриева назвала гудящих провокаторами, работающими на правящую партию, и сравнила их с жуликами и ворами. Ее заявления о том, что на выборах на самом деле победила «Справедливая Россия», и население поддерживает партию, вызвали смех.
Стоящий рядом с корреспондентом «Фонтанки» мужчина потряс плакатом с надписью: «Мы не голосовали за этих сволочей, мы голосовали за других сволочей». Следом за лидером региональных эсеров выступил глава петербургского отделения "Другой России" Андрей Дмитриев. Он напомнил, что 10 декабря губернатору Георгию Полтавченко был объявлен ультиматум, ответ на который все получили в минувшую среду на первом заседании ЗакСа, где спикером был избран единоросс Вячеслав Макаров. Дмитриев назвал это плевком в лицо и заявил, что протесты нужно радикализировать. В связи с чем призвал всех идти на Смольный. В толпе проскандировали: "Наша цель - Смольный!" Поддержка, скорее, звучала от националистически настроенной молодежи, нежели от рядовых горожан.
Дмитриев призвал провести следующий митинг на площади Пролетарской Диктатуры - перед Смольным. Его речь, как и в прошлую субботу, отличалась четкой структурой, выверенными лозунгами и понятной программой. Слушавшие его отмечали между собой: «Молодец парень. Хорошо говорит», но отсутствие энтузиазма в голосе свидетельствовало, что на Смольный за Дмитриевым они не пойдут. Не слишком активно собравшиеся и скидывались материально. В кочующих по толпе стеклянных боксах для денег с призывом сбора средств на организацию митинга 24 декабря сиротливо лежали несколько смятых полтинников.
Лидер фракции КПРФ в ЗакСе Владимир Дмитриев, несмотря на стандартные призывы к отмене итогов выборов, также получил в свой адрес несколько свистков. Зато двух студенток Тамару и Наташу встретили тепло и даже поддержали их несколько наивные лозунги: «Вождей — в музей».
Свою долю свиста получил и прибывший накануне в Северную столицу Борис Немцов. «Добрый день, свободный, гордый, честный Петербург», - начал политик, а националисты попытались его заглушить. Немцов выдвинул требование отправить главу ЦИК Чурова в отставку, отменить фальшивые выборы и дать свободу политзаключенным, а также не пустить Путина в Кремль. Его выступление закончилось дружным выкриком анархистов: «Все политики — воры!» Представитель движения «Солидарность» Владимир Волохонский с трибуны призвал поаплодировать наблюдателям, которые работали на избирательных участках, выявили и обнародовали нарушения. Волохонский согласился с тем, что среди оппозиционных партий нет ни одной, достойной народной поддержки. Однако предложил все-таки вступить в какое-нибудь движение из представленных на площади, так как только зарегистрированная политическая сила способна изменить текущее положение дел.
Лидер петербургского ОГФ Ольга Курносова в своем выступлении не сумела сообщить ничего нового, кроме как заслужить одобрение толпы одним только упоминанием имен Удальцова, Яшина и Навального, которые продолжают отбывать свои 15 суток. Потребовав отставки для Путина, она вдруг сообщила: «Я люблю вас всех!» - и покинула сцену. Депутату эсеру Алексею Ковалеву достались не только свист и гул, но и выкрики: «Сдай мандат!»
Завершал митинг еще один представитель «Другой России» - Игорь Чепкасов. Он начал с несколько истеричных выкриков «Свобода или смерть», а затем зачитал резолюцию сегодняшнего собрания. В ней помимо уже известных требований отмены итогов голосования и перевыборов значится требование о выдвижении единого кандидата в президенты от всех оппозиционных партий. В конце выступления Чепкасов снова попытался спровоцировать митингующих. Он призвал собравшихся идти к Смольному и требовать ответа от губернатора Полтавченко на ультиматум, выдвинутый 10 декабря. Организаторы митинга попытались прервать оратора и сказать, что никуда идти не надо. Впрочем, это было излишним — инициативу Чепкасова поддержала (да и то только морально) небольшая группа националистов. Пришедшие с миром горожане нарушать закон и подставляться под дубинки ОМОНа не собирались.
После завершения митинга горожане расходились под песни Виктора Цоя "Перемен!" и "Дальше будем действовать мы". Говорят, после своего провала с революционной речью Игорь Чепкасов ретировался с Пионерской площади, чтобы его не задержали сотрудники правоохранительных органов. Официально ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области заявило, что в митинге приняло участие около 4 тысяч человек, акция прошла без происшествий. Однако, как и в прошлый раз, значительное количество людей находилось за ограждением, поэтому они под расчет не попали. По наблюдениям корреспондентов «Фонтанки», участников митинга против нечестных выборов было никак не меньше 5 тысяч.
Об итогах воскресного митинга лучше всего сказали сами граждане словами аполитичных организаторов, которые разместили в социальной сети сообщение (авторские орфография и пунктуация сохранены. - Прим. ред.): «Конечно, провокации крайне правых политических движений не могут не расстраивать: они развернули десятки своих флагов, хотя на орг. собраниях было оговорено, что флаг от каждого полит движения разрешен только один. Они освистывали выступающих и вели себя крайне нагло. (…) Особенную нашу неприязнь вызвал дурак, который в самом конце орал "свобода или смерть" и призывал идти к Смольному. Этим маргинальным политическим движениям только того и нужно, чтобы подставить себя и других под ОМОН. Мы не поддерживаем тех, кто занимается такими вещами. Мы представители среднего класса, мы простые граждане, которых обманули на выборах. Мы хотим мирных демонстраций и не хотим насилия. Спасибо полицейским сегодня, они вели себя очень дружелюбно и помогали бороться с провокаторами». И это своего рода резолюция номер два.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»