Еще не все задержанные у Гостиного двора 5 декабря — на второй день после выборов в Государственную Думу — прошли процедуру судов. Некоторые готовятся на днях серьезно отстаивать свои гражданские права, некоторые вспоминают о произошедшем, как о невероятном событии в собственной жизни, и недоуменно задаются вопросом: а что это, собственно, было?
К последним относится и студентка второго курса факультета журналистики СПбГУ Виктория. «Мы с подругой проходили мимо Гостинки, увидели толпу и решили полюбопытствовать — а что здесь происходит? В этот момент как раз запели «Катюшу»...» Но дослушать песню до конца не удалось. Каким-то образом через минуту они оказались в кольце грозных и непреклонных дядь из ОМОНа, а еще через пять минут — в ПАЗике, который направлялся в отделение полиции.
Но в отделении, как рассказывала потом Вика, никто не стал разбираться, кто оказался у Гостиного двора случайно, а кто пришел на митинг. Всем без разбора вменялись две статьи: неповиновение полиции и участие в несанкционированном митинге. И то, и другое, как им объяснили, в лучшем случае — штраф, в худшем — задержание на несколько суток. Но всем тут же милостиво был обещан штраф.
Домой Вика вернулась через 25 часов (после ночи в КПЗ и ожидания суда на улице Красных Текстильщиков). Хотя судить их в тот день не стали, а пообещали дело передать в районы.
Придя в себя, повзрослевшая за одну ночь Вика стала серьезно размышлять. На факультете ее преподаватели - журналисты-практики - учат тому, что журналист должен всегда и серьезно во всем включать метод наблюдения ("иначе ты не станешь настоящим журналистом"). В тот день она ничего не собиралась «включать» - просто гуляла в центре города. И вот... Что она сделала не так? Кто другой что-то сделал не так? Как себя вести в подобных ситуациях?
За ответами на эти вопросы она пришла на заседание общественного совета при МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (председателем которого является ректор ее университета Николай Кропачев). Вместе члены совета попытались сформулировать перечень советов для граждан, оказавшихся в такой же ситуации, что и Вика. Создать некую инструкцию. Вот что получилось:
- Ни в коем случае не сопротивляться при задержании. Скорее всего, сотрудники полиции все равно вас не отпустят (несмотря на уговоры), а за неудавшийся побег или попытку вырваться вам грозит еще одна статья — за сопротивление полиции;
- Не грубить сотрудникам полиции. «Все и так напряжено, все и так на взводе. И среди митингующих могут быть провокаторы, которые реально раскачивают ситуацию. Сотрудник полиции не знает, с кем конкретно общается, а если вести себя агрессивно, то ответную реакцию можно получить такую же - именно из-за того, что полицейский решит, что перед ним — провокатор»;
- Мало того — надо вести себя максимально корректно и уважительно;
- Зафиксировать время — во сколько вас задержали, так как отсчет начинается именно с этого времени. Административное задержание не должно превышать трех часов, но в некоторых случаях может достигать 48. К таковым, например, относится неповиновение полиции, которое вменяли всем задержанным на митинге у Гостиного двора (вовремя не покинули несанкционированную акцию, несмотря на предупреждение полиции);
- Если вас все же привезли в отделение, важно знать свои права. Например, надо добиваться, чтобы вам дали возможность связаться с родными, друзьями или адвокатом. Право на телефонный звонок прописано в законе «О полиции»;
- Заранее подумать, кто может выступить в качестве свидетеля в суде: если надо — подтвердить время задержания, нарушения со стороны полиции и т. д.;
- Если во время задержания вы заметили нарушения со стороны полиции (например, не объяснили ваших прав, не дали позвонить), следует обратиться в прокуратуру. Неблагочестивые полицейские могут получить взыскание и впредь будут осторожнее. Если же они нанесли вам материальный или физический ущерб, то вы можете обратиться в суд и получить компенсацию. Правда, придется доказывать сумму ущерба и то, что действия сотрудников полиции противоречили закону.
Еще об одной важной детали узнала Вика в эти дни, готовясь к суду, - от «знающих людей», пожелавших остаться инкогнито. Женщинам любого возраста есть смысл заявить... о своей беременности. Проверять не станут и, скорее всего, отпустят.
Вика платить штраф не намерена. Юридическое сопровождение в суде ей пообещал сам ректор. Другим же остается воспользоваться нашими советами.
«Фонтанка.ру»