В жизни известного блогера-оппозиционера-активиста Алексея Навального начался новый этап. Он все-таки стал официальным узником совести по версии Amnesty International. Прежде он был активен только в Сети. Арестовав его на 15 суток, власти начали делать ему биографию. Если же они озаботятся его эпитафией, то точно разобьют себе лицо в кровь.
Прежде активность Навального развивалась в основном в Сети, где основным его продуктом были дерзкие посты в блогах. Правда, посещаемость их нередко превосходила тиражи крупнейших печатных изданий. Его критики и оппоненты упирали на то, что он всего лишь блогер и участником реальной политики не является.
Слякотным московским вечером 5-го декабря 2011 года, чавкнув тысячами ног по снежным лужам, ситуация поменялась и поменялась кардинально. Во время митинга в Москве Навальный блеснул ораторским искусством так, что брызги были заметны даже в президентском Тwitter. Затем он возглавил шествие сподвижников к замку волшебника Чурова - ЦИКу. Закончилось это приключение задержанием и сладким словом - арест.
По моим наблюдениям и свидетельствам некоторых очевидцев, у меня сложилось стойкое впечатление – Навальный ареста жаждал, провоцировал и его же добился.
В этом и есть расчетливый революционный прагматизм - многие лидеры оппозиционеров (Лимоново-Немцово-Яшины) уже успели посидеть. И не раз. А вот Навальный был вне ореола. В оппозиционной среде дни, проведенные в неволе, даже административной, являются знаками отличия. Не татуировки, конечно, но тоже своего рода погоны. Если не сидел, значит не авторитет, ну, или не совсем авторитет. Поэтому Алексею надо было сесть - кровь из носа. В прямом смысле. И на Чистых Прудах он с лихвой наверстал упущенное.
Последние месяцы Навальный находился в тупике, так как по старой интернет-траектории далее двигаться было некуда, и единственный вариант его развития - это было создание партии. В итоге ему любезно открыли путь и на улицу, и к партии.
Но если с Навальным понятно, то у меня возник только один вопрос - зачем это нужно было власти?
Последние месяцы в Интернете развернулась активная борьба под лозунгом "как насолить Навальному", целью которой было безвозвратно испортить ему репутацию. Под натиском этой борьбы пал даже электронный ящик активиста, и его почта стала предметом всеобщего пересуда. Это продолжало работать на него и доставляло ему удовольствие, причем за бесплатно.
5-го декабря силовики опять сработали на Навального и его вес. Теперь после выхода из камеры Навальный как таковой уже и не нужен. Его может достойно сыграть Сергей Безруков при помощи гримеров Первого канала, естественно. После Высоцкого это не сверхзадача. Образ молодого революционера завершен. Далее он начинает жить по законам бурного исторического времени, если, конечно, больше не будет ругаться про баранов, у которых что-то ужасное случилось со ртом.
Если бы я был сторонником теории заговора, то предположил, что в государственном механизме существует некая тайная, влиятельная ячейка, симпатизирующая упрямому блогеру и способствующая его раскрутке. Увы, я не конспиролог, и поэтому на вопрос "глупость это или измена", отвечу - первое.
Тупая борьба власти с любым оппозиционером всегда способствует его бурной карьере. В конце 80-х ЦК КПСС примерно также боролся с Борисом Ельциным. И доборолся.
Рецепт и объективная задача власти - это интеграция таких людей, как Навальный. Им надо дать легальную площадку, на которой они могли бы работать на государство, не отказываясь от своих убеждений. Если власть провозглашает борьбу с коррупцией своей ключевой задачей, то почему бы не вовлечь Навального. Сделать его, например, главой Счетной палаты и пусть считает. Тем более у него неплохо получается.
Снять психологическую напряженность, которая образовалась между властью и частью общества после выборов, можно только путем взаимного сближения, и не на площадях и улицах. Причем приняв на себя взаимные обязательства. А бессмысленные аресты и водометы - это не лекарства, а припарки.
Не осознаем это сегодня - завтра у нас появятся такие зигующие оппозиционеры, по сравнению с которыми Навальный будет академиком Лихачевым. И укротить их будет невозможно. Пока все идет к этому.
P.S.
А Навального беречь сейчас надо, чтоб ни пушинки с него не упало. Не дай Бог, он станет не знаменосцем, а знаменем.
Константин Добрынин, старший партнер юридической компании Pen&Paper