Верховный суд Республики Карелия оставил в силе приговор двум предпринимателям, обвинявшимся в торговле наркотиками. Обвинение основывалось на оперативных экспериментах. Правда, участвовавшие в них бывшие агенты Госнаркоконтроля признались в лжесвидетельстве.
Агенту «Фисенко» больше не верят
После того как «Фонтанка» описала начало этой истории, в ней случился качественный сдвиг: второй бывший агент Госнаркоконтроля, якобы принимавший участие в «контрольных закупках» наркотиков у подсудимых, признался в лжесвидетельстве. Им оказался местный житель Валерий Соколов, который письменно признался:
«Я… дал ложные показания в отношении гражданина Каблукова… под псевдонимом «Фисенко». Я его оговорил с целью защитить себя от уголовного преследования... Заявляю, что никогда у Каблукова… не покупал героин или другие наркотические средства...»
Казалось бы, из дела выпали четыре эпизода из пяти, что заставит Верховный суд Республики Карелия отменить суровый обвинительный приговор в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Ничего подобного!
5 декабря 2011 года на заседании республиканского Верховного суда Наталья Квачева, адвокат одного из подсудимых, Сергея Каблукова, ходатайствовала о приобщении к материалам дела нотариально заверенных показаний второго раскаявшегося бывшего агента Госнаркоконтроля «Фисенко».
По словам адвоката, суд отказался приобщить данный документ к материалам дела, после чего оставил в силе приговор Сортавальского городского суда.
Фактически очень серьезные наказания получили люди, у которых из пяти эпизодов четыре выглядят более чем сомнительно. Причем эти кажущиеся сомнительными эпизоды основаны на оперативных экспериментах, которые в октябре 2011 года запретил проводить нашему Госнаркоконтролю Европейский суд по правам человека.
Второй суд суровей первого
Предпринимателей из Сортавалы Сергея Каблукова и Александра Маменченко задержали 19 мая 2010 года после того, как в отношении них было проведено 4 «контрольных закупки». Оперативное сопровождение этого дела осуществляли сотрудники сортавальского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия.
Две «закупки» провёл агент «Сомов», две — агент «Фисенко». Кроме того, в деле появились ещё 2 эпизода: продажа Сергеем Каблуковым героина некоему Ильинскому и обнаружение наркотика дома у Каблукова во время обыска.
Подсудимые не скрывали: они наркозависимые. Но от обвинений категорически отказались — утверждали, что никогда не торговали наркотиками.
На первом судебном процессе отпал 1 эпизод: гособвинение не смогло доказать не только продажу героина Ильинскому, но и сам факт их встречи в тот день, когда эта продажа якобы была. Кроме того, подсудимый Маменченко заявил: он признал собственную вину и дал показания против подельника во время следствия под давлением — фактически подписывал все, что сказал следователь.
16 февраля 2011 года Сортавальский городской суд Республики Карелия приговорил Каблукова к 7.5 года реального лишения свободы, Маменченко — к 6 условного. 2 июня республиканский Верховный суд отменил этот приговор как слишком мягкий. Дело вновь отправилось в Сортавальский горсуд.
На втором судебном процессе бывший агент Госнаркоконтроля «Сомов» раскрыл свое инкогнито — им оказался наркозависимый Алексей Бабиков. Он заявил: наркотики у Каблукова с Маменченко не покупал, потому что те не продавали их; а лжесвидетельствовал под угрозой уголовного преследования в рамках другого уголовного дела.
Но Сортавальский городской суд не поверил новым показаниям бывшего агента и 16 сентября вынес более жесткий приговор: Каблукову те же 7,5 года лишения свободы, Маменченко — 6, но реальных.
Осужденные вновь пожаловались в Верховный суд Республики Карелия, который повторно рассмотрел это дело 5 декабря, когда и оставил приговор в силе.
Остается добавить: бизнесмен Виктор Каблуков, отец одного из осужденных, недавно заявил «Фонтанке»: уголовное преследование его сына началось после того, как он отказался оказать финансовую помощь одному из местных высокопоставленных сотрудников Госнаркоконтроля.
Теперь адвокат Наталья Квачева собирается обжаловать приговор в надзорной инстанции республиканского Верховного суда, после чего — в Верховном суде РФ.
«Фонтанка» будет следить за развитием событий.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»