Балтийскому заводу пообещали светлое будущее – деньги, заказы и выход на новый уровень развития. Cпециально ради участия в рабочем совещании, посвященном судьбе Балтийского завода и церемонии подписания контрактов, в Петербург прибыл премьер-министр России. Более того, в последний день избирательной кампании Владимир Путин нашел время пообщаться с рабочими, сообщил им, что государство не бросит уникальное предприятие на произвол судьбы. За происходящим наблюдал корреспондент «Фонтанки».
Премьер для спасения
Владимир Путин прибыл на Балтийский завод прямо из аэропорта. Рабочий день на предприятии к этому времени уже закончился, но на сверхурочную работу в каждом цехе осталось по несколько человек – по странному совпадению, исключительно лучшие рабочие завода. В блиц-режиме премьер осмотрел строящуюся по заказу Росатома плавучую атомную станцию, сходил на экскурсию в цех и провел рабочее совещание о том, как выйти из того места, где оказался один из лучших судостроительных заводов страны.
«Предприятие оказалось в очень сложной ситуации, и это очень мягко сказано, - заявил Путин. – Во многом это положение создано искусственно. Не буду сейчас давать оценок и говорить, кто и что сделал, но у завода долг – по разным оценкам, от 12 до 15 миллиардов рублей. Это – неподъемные для него деньги». «Сейчас кредиторы возбудили дело о банкротстве, причем среди них есть не только российские, но и иностранные представители», - добавил он и заключил: «Надо разбираться».
Первым слово дали вице-премьеру Дмитрию Козаку, который подтвердил, что ситуация действительно сложная. «Были недобросовестные действия собственника – сегодня это очевидно, - отметил он. – Пришлось принять защитные меры, поскольку собственник всячески затягивал судебные разбирательства, а сам в это время продолжал выводить активы за рубеж». По его словам, единственная возможность спасти Балтийский завод - это согласиться с его банкротством, а потом разбираться с задолженностью.
Деньги ушли, должники скрылись
Финансовое положение разъяснил зампредседателя Центрального банка РФ Сергей Голубев. «У нас в залоге находится 88,3% акций Балтийского завода, - рассказал он. – И мы уже год участвуем в судах. Процессы идут очень тяжело – существует 5 залогодателей, все они – фирмы неизвестного происхождения, найти их невозможно».
«Постойте, - не понял Владимир Путин. – Как это – невозможно найти?!»
«Очень просто, - ответил Голубев. – Вот, к примеру, на запрос пришел ответ из милиции, что компании по адресу, где она зарегистрирована, нет. Действуют подставные фигуры».
Выражение лица премьера позволило предположить, что он впервые сталкивается с подобной ситуацией, но углубляться в тему Путин не стал.
«Сейчас самое главное – оценка имущества, - продолжал Голубев, для которого, судя по интонациям, ситуация как раз была вполне привычной. – Мы уже заказали экспертизу. К середине декабря оценка будет завершена, и уже можно будет реализовать акции. Если их купит ОСК (Объединенная судостроительная корпорация), возражений не будет». Пока же, объяснил замглавы Центробанка, в качестве обеспечительной меры исполняющим обязанности главы Балтийского завода назначен Валерий Венков, и ему предоставлено право заключать сделки без решения совета директоров.
«Я знаю, - отметил Голубев, – что в январе 2011 года возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве, но оно движется не слишком активно».
«Хотелось бы, чтобы деньги генерировали должники, а не бюджет», - заключил он, выразительно посмотрев на всех присутствующих.
«Я сейчас отделяю уголовное дело от обсуждения», - ответил Путин (слова сопровождались выразительным «отрезающим» жестом) и перешел к проблемам соблюдения прав трудового коллектива.
Обанкротить, чтоб сохранить
«Я помню, - с восхищением заявил председатель объединения организаций профсоюзов Петербурга и Ленобласти Владимир Дербин, – еще когда Вы были вице-мэром, Вы всегда выходили к людям, давали им слово и всегда его сдерживали!». (Восторгов по поводу своей ленинградской работы Путин не разделил и тему подхватывать не стал). «И с Пикалево как Вы помогли! – продолжал глава петербургского профсоюзного движения. – Причем помогли системно – была создана программа помощи моногородам!». Забастовки на «Форде» он упоминать не стал, а перешел к текущей ситуации.
«Поэтому, когда на Балтийском заводе возникли проблемы, мы сразу обратились к Вам в Череповце! – заявил Дербин, подкорректировав истину. – И буквально на следующий же день были приняты меры. Поддержка Дмитрия Николаевича Козака просто мощная!». «Но у нас просьба, - внес он ложку дегтя. – Чтобы акционеры крупных предприятий уважали региональные соглашения и соблюдали условия о минимальной заработной плате... А то они живут в Москве, Лондоне и других городах, а заводы-то у них находятся в Петербурге», - пояснил он, не уточняя, о каких именно заводах идет речь.
«За полтора месяца сделано очень много, - подтвердил глава профкома Балтийского завода Вячеслав Филюрин, следующим получивший слово. – Главное, чтобы работа была! Наш профиль – сложные корабли и суда сложной постройки, и мы должны их делать».
«И, если можно, сохраните имидж Балтийского завода, - добавил он, транслируя опасения коллектива предприятия по поводу будущего банкротства. – Это очень важно – хотя бы для получения будущих заказов».
Но избежать банкротства, как выяснилось, не получится. «Если сейчас размещать на заводе заказы, то вся прибыль сразу же будет уходить на погашение задолженности, - пояснил Путин. – Поэтому и предложена схема, по которой должна быть создана параллельная структура, с ней и будут заключены контракты, а мы тем временем разберемся с задолженностью Балтийского завода, который, к сожалению, придется обанкротить, чтобы спасти».
Отделить деньги от долгов
Как уже писала «Фонтанка», для спасения Балтийского завода решено создать на его базе новое юрлицо - ООО «Балтийский завод-судостроение», которое возглавит экс-менеджер завода «Климов» Александр Вознесенский. Антикризисный управляющий будет заниматься проблемами Балтийского завода, а также стратегическим планированием строительства суперверфи на острове Котлин (на эту площадку должны к 2017-2018 году переехать петербургские верфи, находящиеся под контролем ОСК).
На совещании, посвященном судьбе Балтийского завода, Александр Вознесенский присутствовал уже в качестве генерального директора ООО «Балтзавод-судостроение». Субподрядный контракт на строительство ледокола мощностью 25 мегаватт и соглашение о подготовке к строительству серии атомных ледоколов мощностью 60 мегаватт подписывал Валерий Венков как и.о. гендиректора Балтийского завода от имени ООО «Балтзавод-судостроение».
По оценке президента ОСК Романа Троценко, для того, чтобы предприятие было загружено, его выручка должна составлять около 4 миллиардов в год. Контракты на строительство двух дизель-электрических ледоколов, большого ледокола и частей корпусов «Мистралей» обеспечат 18 миллиардов. Срок исполнения всех этих заказов истекает в 2015 году, так что на ближайшие 4 года предприятие будет обеспечено работой. Кроме того, со следующего года начнется переподготовка завода для участия в программе атомного ледоколостроения – она рассчитана до 2020 года и должна принести предприятию 117 миллиардов рублей.
Осталась, правда, неясность со средствами на модернизацию оборудования. О том, что необходимо срочно вкладывать деньги в усовершенствование завода, работающего на устаревших производственных мощностях, Владимиру Путину сообщили рабочие, но ответ получили довольно расплывчатый.
«На судостроение планируется выделить 3 триллиона рублей в рамках модернизации ОПК», - заявил премьер, но, увидев вытянувшиеся лица, поспешил расшифровать: «Оборонно-промышленного комплекса».
«Вам надо вписаться в эту программу», - посоветовал он Роману Троценко.
Пугачев не сдается
О бывшем собственнике Балтийского завода - Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и ее главе Сергее Пугачеве, экс-сенаторе от Тувы, – в этот вечер почти не упоминали. Однако за два часа до визита высоких гостей на предприятие в адрес некоторых СМИ было направлено обращение, подписанное пресс-службой ОПК, размещено оно и на официальном сайте корпорации. Этот пресс-релиз, по словам авторов, «имеет своей целью предупреждение о правовых последствиях распространения заведомо ложной информации, а также любого незаконного вмешательства в деятельность предприятий, находящихся в частной собственности».
«Последнее время в СМИ циркулирует информация о том, что Центральный банк РФ или Объединенная судостроительная корпорация на основании решения суда осуществляет доверительное управление акциями Балтийского завода и завода «Северная верфь», входящих в структуру «ОПК-Судостроение». Данная информация является ложной, - говорится в тексте этого заявления. - Собственники акций Балтийского завода и «Северной верфи» никогда не передавали их в доверительное управление ни Центральному банку Российской Федерации, ни Объединенной судостроительной корпорации». Более того, они никогда, утверждают авторы, и не имели таких намерений.
Отметим, что за три дня до встречи на Балтийском заводе, 29 ноября, Апелляционный суд Москвы после рассмотрения ходатайства одного из акционеров Балтийского завода, ООО «Нано-строй», аффилированного с Межпромбанком экс-сенатора Сергея Пугачева, отменил решение первой инстанции об установлении обеспечительных мер на манипуляции с заложенным активом – Балтзаводом. Тем самым оказались перечеркнутыми все последние административные и финансовые изменения, произошедшие на предприятии.
Под угрозой срыва оказались и контракты на строительство ледоколов и планы по развитию всего российского атомного ледоколостроения. Но уже 1 декабря Федеральный арбитражный суд Московского округа приостановил решение 9-го арбитражного апелляционного суда и восстановил действующую на заводе схему антикризисного управления.
Как пояснил журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Козак, таким образом оказалась восстановлена справедливость. «Я не знаю, какими соображениями руководствовался апелляционный суд, - заявил он. – Но точно не соображениями закона и здравого смысла».
Ранее по теме: