Правомерно ли увязывать статус жилого помещения, в котором проживает бабушка (договор ренты) с бюджетными социальными услугами Санкт-Петербурга в виде предоставления сиделки для пожилого человека? Может ли племянница потерять работу сиделки из-за этого?
Вопрос: Моя племянница поступает в институт и проживает у дальней родственницы, пожилой бабушки - инвалида ВОВ. Этой бабушке полагается по закону СПб дополнительная социальная помощь - сиделка на 4 часа в день. Племянница устроилась на работу сиделкой и выполняет эту работу у бабушки. Это очень помогает ей материально, помогает проживать у бабушки и полноценно учиться. Недавно, сотрудник собеса устно предупредил бабушку и племянницу, что услуги сиделки, и соответственно работа сиделки могут быть отменены из-за того, что у бабушки был ранее заключен договор ренты на свою квартиру, и бабушка получает дополнительный доход в виде ренты. Пускай, мол, сама бабушка и сиделку оплачивает. Вопрос: правомерно ли увязывать статус жилого помещения, в котором проживает бабушка (договор ренты) с бюджетными социальными услугами Санкт-Петербурга в виде предоставления сиделки для пожилого человека. Может ли племянница потерять работу сиделки из-за этого?
Ответ: Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает право на социальное обслуживание на дому.
Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закрепляет основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, гарантии соблюдения их прав.
Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов РФ.
Порядок и условия предоставления бесплатного надомного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.
Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2010 № 719-166 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому» устанавливает дополнительные меры поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Правом на получение дополнительных мер социальной поддержки по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок, обладают лица, указанные в ст. 2 Закона, имеющие место жительства в Санкт-Петербурге, являющиеся одинокими гражданами, в том числе: инвалиды Великой Отечественной войны.
Одинокие граждане - лица, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, не имеющие детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо проживания в другом субъекте РФ или за пределами РФ.
Закон указывает в качестве лиц, обязанных осуществлять уход, только детей. Поэтому нет никаких оснований для отказа в предоставлении социального обслуживания на дому, если вместе с бабушкой проживает ее племянница, которая может осуществлять уход за бабушкой.
Гражданам предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок, в виде оплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 90 % стоимости указанных услуг.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 февраля 2011 года № 163 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому» устанавливает, что гражданин или его представитель на основании направления заключает с организацией договор на оказание услуг сиделок, оплачивает организации 10 % стоимости услуг сиделок в порядке, предусмотренном договором.
Нормативно-правовые акты Санкт-Петербурга не связывают отказ в предоставлении услуг сиделки с наличием каких-либо источников дохода гражданина.
Отказать в предоставлении социального обслуживания на дому могут только в случае, если Комплексный центр, который проводит обследование социально-бытового положения гражданина и составляет акт по форме, утверждаемой Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, проводит оценку нуждаемости в услугах сиделок по критериям, утверждаемым Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, составляет заключение об отсутствии нуждаемости в услугах сиделок.
Среди данных критериев нет каких-либо критериев, напрямую связанных с материальным положением гражданина. Таким образом, право на получение услуг сиделки не связанно напрямую с наличием договора ренты.
Социальное обслуживание на дому осуществляется организациями, прошедшими квалификационный отбор организаций на право предоставления услуг сиделок. Ваша племянница должна являться работником соответствующей организации. Прекращение предоставления услуг сиделок в отношении конкретного лица само по себе не влечет ее увольнение из данной организации. Она может быть направлена к другим гражданам, имеющим право на предоставление соответствующей услуги.