«Мираж синема» на Петроградке, отважившийся продемонстрировать широкой публике фильм немецкого режиссера Кирилла Туши «Ходорковский», думается, давно не видел такого аншлага. Билеты на предпремьерный показ разошлись задолго до его начала.
Рядовой кинотеатр «Мираж синема» на Петроградке, отважившийся продемонстрировать широкой публике фильм немецкого режиссера Кирилла Туши «Ходорковский» (оригинальное название «Khodorkovski»), думается, давно не видел такого аншлага на одном из последних воскресных сеансов. Билеты на предпремьерный показ фильма разошлись задолго до его начала, еще в пятницу-субботу в соцсетях журналисты и оппозиционеры спрашивали друг у друга, но, как правило, оставались ни с чем.
Те же, кому посчастливилось увидеть фильм раньше других петербургских зрителей, начали заполнять фойе кинотеатра за несколько часов до начала картины. Оппозиционеры, примкнувшие к ним пенсионеры, диссиденты, молодежь - в основном журналисты, в толпе, говорят, встречались даже экс-сотрудники ЮКОСа, которые пришли оценить, насколько правдивым получился документальный фильм об их бывшем руководителе, отбывающем ныне наказание в карельской колонии.
Кино о некогда богатейшем человеке в России зрители смотрели в скромном, если не сказать - видавшем виды зале. Зато никто из публики не решился пронести на сеанс о судьбе политзаключенного, каковым считают Ходорковского и за рубежом, и в России, попкорн и газировку. А входившие в зал пенсионерки оказались настолько наивными и не испорченными современной 3D- цивилизацией, что недоумевали, какие это очки их попросят сдать на выходе из кинотеатра.
О самом фильме сложно сказать однозначно. Из-за многочисленных откликов, и фурора, который документальная лента произвела на берлинском кинофестивале, от нее ожидаешь сенсационности. На самом же деле, для российского зрителя немецкий режиссер никакую тайну не открывает. История экс - самого богатого человека в мире моложе сорока лет, а сейчас заключенного на 13 лет тюрьмы, в нашей стране интересующемуся человеку очень хорошо известна.
Да и начинает свой фильм Туши как-то очень банально для иностранного режиссера, снимающего о России, — с панорамы зимних сибирских пейзажей, среди которых указателем на сюжет конкретной ленты выступает нефтяная вышка.
Любопытной находкой Туши, как уже подчеркнули многие критики, является в начале мини-интервью с российскими подростками, которые на вопрос, кто такой Ходорковский, говорят: «он украл много денег у России». Мнение сибирских молодых людей, как выясняет по ходу съемок режиссер, поддерживают и в столице. Юная девушка на одной из вечеринок в Москве недоумевает, почему немецкий кинематографист решился рассказать на весь мир историю банального «вора».
Впрочем, автора, как выясняется, заботит скорее не отношение российской молодежи к его персонажу, а их нежелание разобраться в этой истории и понять всю многогранность личности одного из первых российских олигархов и вникнуть в суть ситуации, сложившейся на рубеже 90-00-х годов. Сам Туши полон энтузиазма докопаться до правды и в своих поисках проявляет навыки больше не художника, а журналиста-расследователя. Он стремится поговорить со всеми, кто хоть как-то имел или имеет отношение к ключевому герою его фильма.
Немецкий режиссер встречается с семьей опального бизнесмена. Его сын Павел, с момента ареста отца находящийся в Америке, читает для русской серии фильма письма Ходорковского из заключения. Мать в опустевшем доме на Рублевке перелистывает старые фотографии сына. Туши едет в Израиль, где встречается с экс - правой рукой Михаила Ходорковского Леонидом Невзлиным. Общается с Борисом Немцовым, Григорием Явлинским, Анатолием Чубайсом, Йошка Фишером, Антоном Дрелем. На пленке запечатлены бесполезные попытки Туши связаться с первыми лицами российского государства. Так что Путин, как и до кульминации фильма сам Ходорковский, появляется лишь в официальной хронике.
Пока снимался фильм (по словам автора, около пяти лет), бывший олигарх находился в сибирской колонии в 6-ти тысячах километров от Москвы по приговору первого суда над ним. Поэтому в ленте он появляется как анимационный персонаж — единственный и главный герой черно-белой рисованной истории, в которой он сначала был арестован в своем самолете в Новосибирске, а затем отправился в обратный путь по своей жизни.
Тут рисованный Ходорковский переживает взлет своего банка «Менатеп», купается в бассейне из золота, потом «ныряет» в нефть при покупке компании «ЮКОС», выходя из нее другим человеком — не жестким капиталистом, а стремящимся к благотворительности, развитию в России образования и культуры.
В итоге персонаж мы видим в черной, как и все, его окружающее, камере, с характерными тенями от решетки на окне - полосами.
Любопытно, что вопрос о том, виновен ли в преступлениях Ходорковский, в фильме напрямую не ставится. Почти все спикеры, чьи слова приведены в документальной ленте, склоняются к тому, что первое обвинение против экс-олигарха, срок тюремного наказания по которому для него был назначен в 8 лет, более-менее справедливо. Европейцы, конечно, считают, что «ссылка в Сибирь» при этом была лишней, но....
А вот по второму обвинению все единодушно высказываются против. Тут появляется и сам Ходорковский, который через стекло скамьи подсудимых дает краткое интервью автору фильма, заявляя, что физически не мог украсть столько нефти, сколько бы поместилось в составе, обмотавшем землю по экватору три раза.
Но это, как кажется, все же не основной вопрос, на который отвечает режиссер-расследователь Туши. Для него, как европейца, непонятным остался феномен жертвенности пути олигарха. В период после ареста компаньона Ходорковского — Платона Лебедева, главе компании «ЮКОС» позволили съездить в Штаты, где, при желании, он мог остаться. При этом сам Ходорковский подтверждает, что знал: если он вернется на родину, то его обязательно арестуют.
Так зачем же было терять свободу, а не находиться в эмиграции и оттуда бороться и за Лебедева, и за «ЮКОС», - недоумевают бывшие коллеги Ходорковского. И тут из уст новых оппозиционеров Ильи Яшина и других мы слышим однозначный ответ: Ходорковскому практически необходимо было стать новым российским политзаключенным, чтобы искупить «грех богатства» перед народом и стать новым политическим лидером. Таким образом, история со страдальцем-бизнесменом приобретает вид искусного политического гамбита, а у самого героя появляется надежда в итоге выиграть партию.
Однако, по мнению эмигранта Невзлина, с такими воззрениями его другу еще сидеть и сидеть. «Не исключаю, что против Ходорковского будет и третий процесс. Пока Путин у власти, он не выйдет на свободу», - говорит бизнесмен.
Такова судьба и фильма о Ходорковском. 1 декабря в России он выходит в широкий прокат. Но фактически его можно будет увидеть в считаных десятках кинотеатров по стране. Причина, по словам Кирилла Туши, в самоцензуре владельцев кинозалов. «Пока мы надеемся, что фильм смогут посмотреть также в клубах, университетах, но если эти пути окажутся закрытыми, фильм появится в Интернете», - говорит режиссер.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»