Существует миф, что великий ученый двадцатого века Альберт Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. Однако же современных родителей это никак не успокаивает. На каждом детском форуме есть по нескольку тем со схожими названиями: «Мой ребенок не говорит. Что делать?» О том, что же действительно считается нормой, когда бежать к врачу, а когда просто терпеливо подождать, мы поговорили с генеральным директором Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» Олесей Жуковой.
- По статистике "Яндекса" более двух тысяч человек в месяц ищут ответы по запросу «Ребенок не говорит в год». Олеся Станиславовна, действительно ли в это время уже надо начинать переживать?
- Опасения, что у годовалого ребенка речь формируется с отставанием, обоснованны только в том случае, когда у малыша отмечается общая задержка психомоторного развития (например, при раннем органическом повреждении головного мозга) или есть подозрения в снижении слуха, нарушении зрения. То есть когда имеются косвенные подтверждения того, что задержка речевого развития может носить патологический характер. Если же ребенок хорошо слышит и видит, а в анамнезе нет заболеваний или причин, которые могли бы вызвать нарушения речевого развития, то нет ничего страшного в том, что к году ребенок не говорит. Лингвисты детской речи говорят, что в среднем отправная точка формирования активной словесной речи лежит приблизительно в возрасте от 1 года до 1,6 года. У всех детей эти сроки индивидуальны, кто-то может начать говорить чуть раньше года, кто-то – чуть позже полутора лет.
- Что должен уметь делать и говорить ребенок в год, в два, в три?
- Ответ на этот вопрос неоднозначен… Врачи (невропатологи, педиатры) и педагоги (логопеды, дефектологи), оценивая развитие ребенка, пользуются так называемыми диагностическими таблицами. Речь никогда не рассматривается отдельно. Опытный специалист всегда оценивает созревание всех областей развития ребенка: социализации и навыков самообслуживания, развития крупной и мелкой моторики, познавательных навыков ребенка, предречевых (до года) и речевых навыков.
У нас в стране на сегодняшний момент разнятся данные, потому что нет единой шкалы нормативов развития ребенка, в отличие, например, от европейских стран. Многие отечественные специалисты пользуются переводом известных тестов – Гезелла, денверского скринингового теста. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства на протяжении многих лет проводил огромную работу, пытаясь определить среднестатистические параметры развития для жителей Северо-Западного региона. Для того чтобы вывести такие среднестатистические цифры, нужно провести анализ выборки исследований полутора-двух тысяч человек. Мы пользуемся усредненными, принятыми в отечественной педиатрии и неврологии, данными по развитию ребенка и критериям факторов риска нарушений развития. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие простой фразовой речи после 3 лет.
- Зависит ли начало речевой деятельности ребенка от пола, наследственности, от занятий с ребенком или от его личных особенностей?
- Все играет свою роль. Даже генетика. В семьях, в которых есть предрасположенность к задержке речевого развития, она часто передается по наследству. По крайней мере, один из первых вопросов логопеда, когда к нему приходят родители с ребенком, который не говорит, – были ли подобные случаи в семье? Зависимость от пола тоже есть. Как ни странно, задержек речевого развития у мальчиков больше, чем у девочек. И по исследованиям, речь у некоторых мальчиков тоже чуть позже начинает формироваться, чем у девочек, однако это не повод думать, что «не говорит, потому что мальчик».
Теперь о роли родителей. Проводились исследования онтолингвистов, которые показали: быстрее начнет говорить ребенок у так называемой «продвинутой» мамы. Такая мама много разговаривает с малышом, голосом и интонацией выделяя слова, на которые ребенок должен обратить внимание. Малыши лучше реагируют на медленный темп речи взрослого, смену интонационной окраски голоса, эмоциональное поощрение ответных реплик самого малыша. Наоборот, в семьях, в которых есть депривация – ущемление условий развития ребенка, – часто наблюдается задержка его речевого развития. Познавательные способности ребенка, интеллект тоже играют свою роль в развитии речи. Поэтому у ребенка с задержкой психического развития, безусловно, речевое развитие тоже будет задерживаться.
- Дети учатся подражанием, повторяя звуки взрослых?
- Не только – дети внимательно слушают речь и смотрят на губы говорящего. Те дети, у которых хорошо развит зрительный и слуховой контроль, а также способности к повторению этих артикуляционных движений, обычно более успешны в освоении речи.
- Значит, речь родителей значительно влияет на речь ребенка. Но многие взрослые с детьми сюсюкаются. Это правильно?
- Есть понятие «язык нянь», или «лепетный язык». Когда мы говорим, например, «смотри, какая бибика поехала» или «аф-аф-аф по улице бежит» – в этом нет ничего плохого. Родители пользуются этими лепетными словами осознанно, добиваясь того, чтобы ребенок стал быстрее употреблять их в своей речи, а следовательно, говорить. Такими словами овладевают все дети, когда учатся говорить. Поэтому когда к нам приходят дети с задержкой речевого развития, мы тоже первым делом стимулируем у них попытки повторения звукоподражаний животных и птиц, других звуковых сочетаний (например, тук-тук, алё, бах).
И другое дело – сюсюканье, когда родители сознательно начинают, например, смягченно говорить: «Ути-ти, мой холёсенький», то есть кривляются, искажают звукопроизношение. Это разные вещи. И этого делать не надо, мы должны быть эталоном для ребенка. Хотя на самом деле сюсюканье – стопятидесятая причина, почему речь ребенка может быть нарушена.
- Стоит ли ругать ребенка, если он показывает пальцем на что-то, не желая говорить? Или это нормальный этап развития?
- Смотря в каком возрасте. Есть, например, естественные жесты – указательные – они есть у всех детей старше 6–8-месячного возраста. Сначала появляются жесты, а потом, вслед за ними, вербальная речь. И в этом смысле жесты естественны в значении «дай мне», «покажи мне» или «что это?». Но постепенно, к полутора-двум годам, нужно начинать стремиться к тому, чтобы жесты вытеснялись словами. Сами родители должны провоцировать у ребенка формирование вербальной (словесной) речи. Поэтому я всегда говорю взрослым: если у ребенка нет мотивации пользоваться речью, она и не будет формироваться. Если ребенок будет просто показывать пальцем на предмет или игрушку, а родители будут тут же это давать ребенку, ему как бы и не надо учиться это слово называть.
- Именно поэтому многие дети начинают хорошо говорить фразами, только когда идут в садик?
- Да, это влияние социальной среды – ребенку приходится пользоваться речью. Сверстникам надо объяснить, чего он хочет, – надо игрушку попросить, вступить в диалог и так далее. Поэтому среда сама подталкивает ребенка к активному использованию речи и накоплению словарного запаса. Появляется мотивация, поэтому и речь у ребенка активизируется.
- Часто приходится видеть, что многие дети ходят с соской и в два, и в три года. Это как-то может повлиять на формирование речи?
- Долгое сосание соски может привести к нарушению прикуса и к тому, что у ребенка язык будет высовываться между зубами. А это повлечет за собой нарушение произношения, например свистящих звуков. Поэтому один из первых вопросов логопеда на осмотре, если у ребенка имеются нарушения произношения, долго ли он сосал соску.
- Как понять, что у ребенка что-то не так со слухом?
- Нужно внимательно следить за реакцией ребенка на звуки бытовых приборов, окружающей среды, голоса людей. Если вы замечаете, что у ребенка нет реакции на вашу речь, когда он не видит ваших губ (вы закрываете их листком бумаги или стоите у него за спиной), что тот не понимает обращенную к нему речь, тогда на это стоит обратить особое внимание. Необходимы дополнительные обследования слуха у врача-сурдолога. Есть специальные методики обследования, например игровая или компьютерные аудиограммы. На сегодняшний момент приказом Министерства здравоохранения утверждено положение, согласно которому у всех детей с задержкой психомоторного и речевого развития должен проверяться слух. Иногда выявляется незначительное снижение слуха, которое не диагностируется родителями в быту, но оно может значительно осложнять формирование речи у малыша. Поэтому если у родителей возникли какие-то сомнения на этот счет или если у ребенка задерживается формирование речи, лучше пройти исследования и исключить в порядке дифференциальной диагностики снижение слуха у ребенка. На сегодня приборами для определения проблем со слухом у новорожденных оборудованы большинство роддомов в Санкт-Петербурге, проводится плановое обследование слуха малышей и в поликлиниках, для того, чтобы как можно раньше выявить эти проблемы.
- Если оказывается, что ребенку нужна операция, кохлеарная имплантация, то каковы прогнозы для таких детей? Как скоро после операции они догоняют сверстников в речевом развитии, могут ли возникнуть в будущем проблемы?
- Раннее проведение операции предопределяет прекрасные прогнозы, но это при условии, что после операции специалисты и родители занимаются с малышом, развивая его слух и речь. Недавно на конференции для специалистов говорилось о том, что провели операцию кохлеарной имплантации семимесячному ребенку. Нужно, конечно, понимать, что такая операция проводится для детей с большой потерей слуха (четвертой степени тугоухости и глухоте) и только после определенного опыта ношения слуховых аппаратов, когда специалисты и родители отмечают, что эти аппараты ребенку не помогают. У нас есть маленькая ученица, с которой мы начали заниматься после проведения операции в 1,3 года. Через девять месяцев (сейчас Соне 2 года и 2 месяца) у нее замечательная развернутая фразовая речь, развернутый словарь. Соня посещает обычный садик, хотя и продолжает заниматься со специалистами. На ее приме мы убедились: чем раньше произведена операция, тем лучше прогноз у такого ребенка – он быстро догоняет сверстников, может пойти учиться в хорошую, сильную школу.
- Как сказываются проблемы с речью на учебе в школе?
- Эти вещи связаны напрямую. Дети, у которых в дошкольном возрасте были речевые нарушения (например, произношение), находятся в группе риска по возникновению нарушений письма и чтения – дисграфии и дислексии. Поэтому нарушения речи обязательно должны быть устранены в дошкольный период, иначе они обязательно перейдут на письмо и чтение ребенка.
- Считается ли нормальным, что плохо говорящий ребенок не умеет читать до школы? Лучше научить?
- Методика развития речи детишек с речевыми нарушениями, особенно с задержками речевого развития, с так называемой алалией, включает и раннее обучение чтению, как меру профилактики возможных нарушений чтения и письма в школе.
- У многих мам понимание того, как нужно разговаривать с ребенком, чисто интуитивно. Как дома заниматься с ребенком?
- Смотря чего хотят добиться родители. Ведь многим хочется, чтобы их ребенок попал в гимназию с сильной программой, с углубленным изучением иностранного языка. Значит, упор нужно делать на развитие связной речи. Ведь все дальнейшее обучение в школе будет построено по принципу «запомни-перескажи», объясни, обоснуй свою точку зрения. А это требует богатой, развернутой фразовой речи, поэтому знакомство с новыми словами, обучение рассказыванию здесь важно в первую очередь. Если у ребенка есть проблемы с усвоением иностранных языков, что напрямую связано с развитием так называемого фонематического слуха, как способности различать звуки, фонемы языка (что, кстати, необходимо и для грамотного письма), то развиваем слуховое и фонематическое восприятие. В зависимости от разных направлений и задач, которые ставят перед ребенком родители, набор упражнений и рекомендаций будет разный. Но, во всяком случае, если даже особых проблем с речью у ребенка нет, его родители могут прийти к логопеду как к специалисту по развитию речи, чтобы он дал индивидуальные рекомендации по направлению развития отдельных сторон речи ребенка.
Оксана Елисеева