Фиаско прославленного оркестра «Камерата Зальцбург», выступившего на сцене петербургской Филармонии, обнажило самые больные проблемы отечественной концертной агентуры. Корреспондент "Фонтанки", искренне сочувствующий прекрасному оркестру, хладнокровно проанализировал причины провала.
В ноябре внимание просвещенных меломанов привлекла афиша, извещавшая о приезде в город прославленного оркестра «Камерата Зальцбург». Еще бы – знаменитый камерный коллектив, один из оркестров-«резидентов» летнего Зальцбургского фестиваля, «резидент» зимнего зальцбургского фестиваля «MozartWoche», считается чуть ли не главным авторитетом в области интерпретаций моцартовской музыки. Обнадеживало и заявленное в концерте участие пианиста Бориса Березовского. Уж его-то знают все, кто хоть что-то смыслит в фортепианном исполнительстве.
Борис Березовский (повезло же с имечком человеку!) – один из самых ярких, талантливых и креативных музыкантов нашего времени. Фантастическая беглость пальцев, сверхъестественная отчетливость пассажей, филигранные трели, от которых замирает сердце, и невероятно красивое, хрустальное туше… При этом – никакого пафоса в манере игры, пережима в выражении чувств, или, упаси господи, форсирования звука. Березовский никогда не колотит по клавишам; он чужд почтенной традиции агрессивно-маскулинного пианизма, столь популярной в наших широтах (имен называть не будем). Его музицирование легко, умно, свободно; он словно разговаривает с инструментом – так беседуют давние приятели, без понтов и обид. Никогда не навязывает публике своего взгляда; и всегда – всегда! – держит дистанцию с текстом. В этом смысле, Березовский – истинное дитя эпохи постмодернизма: он присваивает себе всё, но не «становится» текстом, сохраняя свою автономность как личности.
Расслабленная безмятежность сибарита, с которой Березовский восседает за роялем, сквозит в каждой сыгранной им ноте. Это противоречие между исключительной точностью и четкостью произнесения и, вроде бы, поверхностным, необязательным звукоизвлечением тревожит, будоражит сознание. В несоответствии кроется тайна, необъяснимый парадокс. Именно так, в своей привычной манере сыграл Березовский Девятый концерт Моцарта для фортепиано с оркестром.
Зал ждал, что Березовский сыграет еще и Восьмой концерт Моцарта во втором отделении: во всяком случае, так значилось в программке, выпущенной устроителями вечера и стоящей, к слову, втрое дороже обычной филармонической. Между тем, ее содержание не соответствовало реальной программе вечера и дезинформировало зал: там еще и значились сочинения, которые оркестр не сыграл. И, наоборот: оркестр сыграл для затравки не заявленную в программке «Адажио и Фугу» до минор Моцарта. Хотя для начала концерта тяжеловесно-дидактичная фуга (во всяком случае, так она прозвучала) – отнюдь не самый подходящий вариант.
Выяснилось, что петербургские организаторы концерта – агентство «Царская ложа» - попросту скопировало программу предыдущего, московского концерта, даже не удосужившись уточнить, что именно собирается играть приезжий оркестр. Между тем, выяснить это не составляет труда: на сайте «Камераты Зальцбург» давно висят обе программы российских гастролей, и там все указано точно.
Однако казус с программкой – далеко не единственный «косяк» принимающей стороны. Вторая проблема – на сайте Филармонии, и на афише вообще не было указано имя дирижера, который вел концерт. Многие решили, что дирижировать, равно как и солировать на рояле собирается Березовский – так сказать, «един в двух лицах». Это нормально: сейчас многие инструменталисты пытаются стяжать себе лавры дирижера.
Однако же дирижером оказался Аркадий Берин. И, скажем прямо, его участие отнюдь не украсило концерт зальцбургцев. Например, «Маленькая ночная серенада» - музыка, которую на слух узнает любой слесарь, так называемая, «популярная классика». Оркестр сыграл ее вроде бы правильно, тщательно и старательно: штрихи фразировка – всё было на месте, добротная европейская школа восторжествовала даже под рукой неумелого дирижера. Но ощущения радостной приподнятости, эйфории, веселья, обычно всегда сопутствующего исполнению Моцарта, не возникло. Оркестр играл непривычно грубо, непластично, что называется, «кондово» - совсем непохоже на то, как он играет на Зальцбургском фестивале, скажем, с Херрвегом. Или со своим главным дирижером Луи Лангре.
Тяжеловесная артикуляция, «тормозные» темпы, солдафонская регулярность метра в блещущих остроумием и стремительностью быстрых частях симфонии №29, императивная интонация в до-минорной Фуге – все эти досадности проистекали, явно, прямо из дирижерской палочки Аркадия Берина: он методично и ровно махал руками – вверх-вниз, придавливая, пригибая долу свободное музицирование свободных людей.
А теперь – внимание, вопрос: как получилось, что за пульт Камераты в российском турне встал именно Аркадий Берин, 65 лет, родом из Белоруссии, в прошлом – доцент и завкафедрой симфонического дирижирования в Белорусской консерватории, в 2001 году уехавший на ПМЖ в Германию? Ответ прост: его сын Максим Берин – владелец немецкого концертного агентства Berin Art Management, с головным офисом в Дортмунде, организовывал гастроли. Агентство, созданное в 2002 году, сразу после переезда Бериных в Германию, жанрово «всеядно»: оно прокатывает и рок, и поп-артистов, джазовых исполнителей, устраивает корпоративы, музыкальные представления в казино, но и – отдадим должное – организует серьезные гастроли серьезных оркестров. В частности, плотно работает с «Виртуозами Москвы» и, лично, с Владимиром Спиваковым. И даже организует в Беларуси филиал московского фестиваля «Владимир Спиваков приглашает». А качество – да кому оно нужно, это качество? Главное – деньги заработать и любимого папу порадовать. Тем более, что с внешней стороны у Берина-старшего все обстоит благополучно, не придерешься: он и с оркестром «Русская Филармония» поработал, и с Московским симфоническим, и с «Виртуозами Москвы». И даже организовал свой оркестр в Германии. Вот только стоит ли оркестру с мировой репутацией пускаться в столь сомнительное творческое сотрудничество?
Гюляра Садых-заде,
«Фонтанка.ру»
Фото: Пресс-служба Филармонии/Владимир Постнов