В переполненном СКК «Петербургский» группа «ДДТ» представила долгожданную, выстраданную программу «Иначе». 18 новых песен, новый состав группы, новое звучание, новая сцена, новый видеоарт. Таких глобальных шоу, да еще наполненных социальным пафосом, кроме Шевчука, у нас нынче не делает никто. Честь ему и хвала за это, хотя спектакль получился не без изъянов.
Когда два года назад на одном из сборных концертов Шевчук показал фрагменты новой программы, даже рьяные фанаты «ДДТ» вздрогнули. Как в штормовой волне, где перемешаны песок, ил, камни, пена, в новых песнях Шевчука был такой густой поток электронных и живых звуков, поэтических и вокальных решений, видеоинсталляций, что пробиться к чистоте и прозрачности идей и образов не представлялось возможным… «Круто! Но о чем всё это и к чему?» – вздыхали поклонники.
Похоже, и сам Шевчук понимал, что его куда-то «занесло» – последующие два года ушли на то, чтобы очистить новую программу от лишних вычур, сделать максимально простой и понятной. Весь 2010 год музыканты занимались аранжировками новых песен, в 2011-м засели в студии, искали новый звук «ДДТ» и в итоге записали диск из 28 треков. В мае взялись за видеоарт: в Киеве Шевчук подружился с украинскими художниками. Они уединились в загородном доме и устроили мозговой штурм, решая, какой должна быть главная идея, каким будет главный герой. К программе подключились также москвичи, рижане. В июне занимались сценарной разработкой, в июле – съемками, в августе и сентябре – монтажом, репетициями. Все песни пережили по пять-семь модификаций аранжировок. В октябре устроили генеральную репетицию программы «Иначе» в СКК, в ноябре отправились на гастроли. Начали с Орла, Белгорода, потом сыграли в Москве, и вот добрались до Петербурга.
Из-за дороговизны технического оснащения шоу билеты пришлось сделать дороже, чем обычно бывает на концертах «ДДТ». Шевчук переживал, повторял в интервью, что это вынужденная мера, чтобы не влететь «в минус». Билеты шли со скрипом, но есть вещи поважней денег, и за последние дни удалось собрать практически полный СКК, где зрители увидели зрелище действительно уникальное. Сцена высокая, огромных размеров, с задником-простыней, который стал гигантским киноэкраном, а по бокам два немаленьких видеокрана. Когда музыканты вышли, как шахтеры в забой, с фонариками «во лбах», то они просто потерялись на гигантских просторах сцены, а главное в кадрах видеоарта, что заполонили всё пространство задника. Песня «Родившимся этой ночью» «утонула» в недрах видеоарта, который воссоздал величественную панораму Кремлевского дворца во время XXVII съезда КПСС.
Чтобы вернуться в наши дни, был придуман главный герой программы «Иначе». На второй рэп-песне «Солнечный свет» на заднике появился портрет Шевчука, потом экранный персонаж начал трансформироваться, молодеть и с помощью компьютерных чудес превратился в молодого парня (киевский актер Андрей Федоров). Этот парень из XXI века, пофигист, «современный Гамлет» (по определению Шевчука), оснащенный «адскими» таблетками и бейсбольной битой (она пригодилась ему в одном из самых ярких номеров программы «Нашу Родину сожрал СПИД», когда герой колошматит по стеклу, которое никак не может разбить). Стремясь вырваться из стереотипов «раболепного общества потребления» (снова терминология Шевчука), герой шатается по безликим блочным кварталам, грязным подвалам, зеленым лугам, взлетает в скафандре в космос, где и обретает желанную свободу. «Каждый из нас может погреться у костра внутренней свободы. Каждый из нас может жить иначе, не глотая циничную пропаганду, не довольствуясь банальными, мертвыми ответами на живые вопросы бытия», – объясняет поступки своего героя Шевчук. Правда, почему-то автор оставляет юного героя в гордом одиночестве. В то время как на сцене Юрий Юлианович то и дело устраивал дуэты и танцы с новой бэк-вокалисткой Аленой Романовой, у экранного юного героя подруги так и не появилось. Так что образ «нового Гамлета» получился энергичный, свежий, но какой-то монашеский.
Как известно, Шевчук называет не рок, а рэп нынешней музыкой улиц, музыкой времени, и рэп-стилистике в «Иначе» отдано немало места. Рэп-номера Шевчук читает, то и дело подглядывая в «бумажку», что, конечно, снижает накал эмоций, потому как «музыка улиц» все-таки должна быть криком души, без подсказки «суфлера». Намного свежей и оригинальней выглядит «Песня о времени», где электронно-индустриальная музыка, столь любимая нынешним аранжировщиком «ДДТ» Константином Шумайловым, соединяется с фольклорными песнопениями Шевчука и Романовой. Остальные музыканты группы явно скромничают, боясь выходить из тени Шевчука, а вот Романова бесшабашна, сексапильна и артистична.
Программу «Иначе» многие упрекают в отсутствии простых и ясных песен, но нужно время, чтобы новые песни были адекватно восприняты. И разве песня «Свобода» – не хит? «Свобода, свобода – так много, так мало,/ Ты нам рассказала, какого мы рода,/ Ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься,/ Как небо, под сердцем, в груди моей бьешься» – эти слова многотысячный зал самозабвенно голосил вместе с группой. Недаром сам Шевчук заметил, что песня «Свобода» может принести больше пользы, чем любая его речь на любой трибуне. Но не только «Свобода», а и «Родившимся этой ночью», «Напиши мне, напиши», «Песня о времени» вполне достойны пополнить золотой песенный фонд «ДДТ». И в то же время такие плакатные вещи на злобу дня, как «Новая Россия», вряд ли протянут до следующих выборов.
Честь и хвала Шевчуку, что много лет назад взяв курс на глобальные, концептуальные программы, от своего пути не отступается. И как ни важны для «ДДТ» московский и петербургский концерты, но впереди еще сто городов, два года работы над песнями и их подачей, и только в конце этого пути программа обретет законченный вид.
Михаил Садчиков,
«Фонтанка.ру»
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»
Юрий Шевчук превращается в молодого парня и читает рэп по бумажке (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ