Заслуженный артист РФ Алексей Девотченко заявил в своем блоге, что намерен отказаться от обеих госпремий и не хочет больше носить гордое звание «Заслуженный артист РФ». Как узнала "Фонтанка", такой жест он считает не чисто политическим, но политико-этическим заявлением.
Алексей Девотченко, активно работающий в обеих столицах, заявил в своем блоге: «К счастью, я лично не получал эту цацку, поскольку смылся в этот день на дачу. Мне потом уж передали... Я не хочу быть дважды лауреатом Гос. премии РФ, полученной из рук Владимира Владимировича Путина. В его, правда, самое раннее восшествие на престол. Стыдно. /…/ Резонный вопрос возникает: почему вдруг сейчас снизошло на меня такое озарение? Отвечу просто, по-пацански: ДОСТАЛО В КОНЕЦ ВСЁ ЭТО ЦАРСТВО-ГОСУДАРСТВО. Своим враньем, круговой порукой, узаконенным грабежом, взяточничеством и прочими доблестями... А главное-НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ играть свои спектакли. Выстраданные и любимые».
Как пояснил Алексей Девотченко «Фонтанке», ни о каком закрытии спектаклей речи не идет, просто ситуация в российской культуре в принципе такова, что свободному артисту, занимающемуся искусством, очень трудно конкурировать с коммерческим театром, и государство не озабочено поддержкой свободного искусства. Об этом Алексей давно и регулярно высказывается в собственном блоге в ЖЖ и в социальных сетях.
Что же касается отказа от премии и звания, то это, по словам Девотченко, не чисто политическое, но политико-этическое заявление. «Я давно говорил, что звания вызывают у меня депрессию. Ну что дает звание, скажем, народный артист РФ? То, что, когда артист умрет, гроб его поставят на сцене, а гроб заслуженного артиста – в хорошем театре, вроде Александринки – будет стоять в царском фойе, ну а просто артиста положат где-нибудь в гардеробе. Я подчеркиваю, что никого не призываю следовать моему примеру и вполне допускаю, что есть артисты, которые своими званиями дорожат. Я же считаю, что если в шапке регалий артиста есть прилагательное «государственный», значит, человек косвенно соучаствует во всех тех гадостях, которых государство творит. Я имею ввиду и убийство Литвиненко, Политковской и Старовойтовой, и дело Ходорковского, и дело Матвея Крылова, плеснувшего воду в лицо прокурора на Манежной площади, и шахту «Распадская», о которой все забыли. Последней каплей для меня стала акция 31 октября на Триумфальной площади. Я видел, как там осуществлялась «защита граждан и охрана правопорядка». И ничего общего со всем этим я иметь не хочу".
На вопрос «Фонтанки», как конкретно артист намерен отказываться от звания и премий, Алексей Девотченко ответил: «Мне уже сказали, что отказаться от звания и премий не так просто. Если потребуется обивать пороги канцелярий, этого я, конечно, делать не буду – времени на это нет. Что касается премиальных денег, то они были очень небольшие, так как получали мы их всем скопом – первый раз вся команда спектакля «P.S.», второй – «Ревизора» (оба спектакля Александринского театра). Думаю, что я смогу их собрать. Даже если вся эта процедура окажется для меня невыполнимой по причине бюрократической волокиты, я просто с этого момента нигде не буду нигде упоминать ни о звании, ни о лауреатстве».
Досье «Фонтанки»
Девотченко Алексей Валерьевич, родился в 14 октября 1965 года в Ленинграде. В 1990 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (мастерская Аркадия Кацмана и Льва Додина).
Работал в ТЮЗе им. А. А. Брянцева, в Театре на Литейном, Александринском театре, БДТ им. Г. А. Товстоногова. В 1999 году получил Госпремию РФ за спектакль «P.S. капельмейстера Иоганна Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии», в 2003 – за исполнение роли И.А.Хлестакова в спектакле «Ревизор» (оба спектакля Александринского театра). В 2006 году – звание «Заслуженный артист РФ».
Играет моноспектакли «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», «Дневник провинциала в Петербурге» по мотивам романа М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Эпитафия» по прозе Эдуарда Лимонова и поэзии Тимура Кибирова, «Вальс на прощание» (по Бродскому). В данный момент состоит в труппе московского ТЮЗа. Репетирует «Записки из подполья» с режиссером Камой Гинкасом.
Снимался в фильмах: «Духов день», «Бандитский Петербург – 1,2», «По имени барон», «Последний поезд», «Конвой PQ-17», «Золотой теленок», «Агитбригада «Бей врага!», «Трудно быть мачо», «Не думай про белых обезьян», «Защита свидетелей» и других.
Является членом Объединённого гражданского фронта в Санкт-Петербурге, участником Маршей несогласных. 10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». Принимал участие в других политических акциях либерального направления.
Жанна Зарецкая, "Фонтанка.ру"
Ранее по теме: